Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе

Дата публикации: 2020-08-03 09:09:22
Статью разместил(а):
Ярополова Светлана Вадимовна

Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе

Автор: Ярополова Светлана Вадимовна

МАОУ «СОШ 14», г. Кемерово

 

Аннотация: В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности, целью которого является формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.

Ключевые слова: проектная деятельность, творческое мышление, внеурочные занятия.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности учащихся. Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и само презентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

К проектной деятельности необходимо приучать детей с первого класса. Темы проектов созревают сами собой, когда дети сталкиваются с вопросами, которые их интересуют, на которые они не всегда сразу могут найти ответ.

Работа над проектом:

1. Разработка проектного задания (выбор темы, анализ предстоящей деятельности).

2. Разработка проекта (распределение заданий, определение задач, подготовка материалов к исследовательской работе).

3. Технологическая стадия (подготовка докладов по темам).

4. Учебный проект по теме «Хлеб на стол, и стол – престол». (презентация и оценка результатов)

Сейчас я расскажу о работе над проектом «Хлеб на стол, и стол престол», выполненный учеником 3 класса на внеурочном занятии «Хочу все знать»

На занятии один мальчик сказал: «Мы каждый день, садясь за стол, берем хлеб. А как хлеб появился, кто его придумал?».

Разработка проектного задания.

Вопрос оказался очень интересный, дети задумались. Откуда к нам хлеб пришел? Из чего пекут хлеб? Почему бывают разные виды хлеба? Какую пользу приносит хлеб человеку? Как можно сберечь хлеб? Знаний оказалось мало. Ученик решил найти ответы на эти вопросы.

Разработка проекта.

Начать решили с составления плана работы, где отразили те вопросы, которые были интересны и, которые бы хотелось изучить и рассказать своим одноклассникам. Названием проекта определили пословицу «Хлеб на стол, и стол - престол». 

Цель проекта: создание лэпбука «Хлеб на стол, и стол - престол!» для использования на уроках литературного чтения, окружающего мира, а также внеклассных и внеурочных занятиях.

Реализацию проекта мы решали с помощью задач.

1. Подобрать и изучить теоретический материал по вопросам, связанным с историей возникновения хлеба и хлебопечения.

2. Изучить и описать процесс превращения зерна в хлеб.

3. Познакомиться с тем, какой хлеб едят люди разных национальностей.

4. Найти пословицы, поговорки и  загадки по теме проекта.

5. Используя дополнительную литературу, узнать какую пользу приносит хлеб.

Продолжительность проекта составила около месяца.

Основными методами и приёмами реализации проекта стали:

- сбор информации о происхождении хлеба, о том, как пекут хлеб, чем хлеб полезен, какой хлеб едят люди разных национальностей;

- изучение научной литературы на данную тему;

- опрос родителей;

- создание презентации;

- создание лэпбука;

- выступление с докладом на школьной НПК, на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Технологическая стадия.

Начали работу с изучения книг по истории происхождения хлеба на земле. Ученик сходил в библиотеку, прочитал детские художественные книги о хлебе, об истории хлеба.

В результате этой работы появился буклет «История хлеба».

На следующем этапе решили узнать, как хлеб попадает к нам на стол. Ученик просмотрел фильмы, в которых рассказывается, как выращивают хлеб. Узнал, люди, каких профессий заняты в выращивании хлеба, как из маленьких зернышек получается вкусный, душистый, мягкий хлеб.

По итогу этой работы изготовили книжку-малышку «Как хлеб на стол пришел», в которой в доступной и красочной форме рассказывается, кто и как для нас выращивает и выпекает хлеб.

Ребенок так увлекся темой проекта, что совместно с родителями сам испек булочки, которыми угостил своих товарищей по классу.

Чтобы дети могли себя представить пекарем, изготовили  – книжку- игру "Поиграем в хлебопёка", где можно познакомиться с последовательностью выпечки хлеба.

Отвечая на вопрос: «Каким бывает хлеб?», мальчик обратился к интернет-ресурсам, где узнал, что названий у хлеба очень много, каждый народ выпекает хлеб по своему рецепту.

Хлеб – посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, остаётся самой большой ценностью.

Чтобы донести интересную информацию до одноклассников, решили сделать книжку-раскладушку «Хлеб у разных народов».

После каждого этапа работы над проектом, я ненавязчиво задавала ребенку вопросы, которые в большей степени наталкивали его на изучение вопросов проекта с разных сторон.

Ученик решил выяснить: «А чем же он полезен?» Здесь подключились взрослые: родители, знакомый детский врач. Вот к какому выводу пришел мальчик: «У хлеба есть замечательное свойство — то, что он никогда не приедается, хорошо усваивается и даёт чувство сытости».

Это была интересная и полезная информация. Чтобы доступно донести до детей, была изготовлена вертушка в виде крутящегося бублика «Чем полезен хлеб».

Учебный проект по теме «Хлеб на стол, и стол – престол».

Проведенная работа по изготовлению, лэпбука открыла много нового и интересного об истории возникновения хлеба, как долог и труден путь хлеба к нашему столу и почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.

В Лэпбук был собран весь материал, который по мере изучения ребенком, был изготовлен в виде книжек-малышек, книжек-раскладушек, вертушек, буклетов. Данный материал познавателен и имеет практическое значение.

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

2. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

4. Кузнецова С.И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

 

. . . . .