Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с одарёнными детьми

Дата публикации: 2019-12-08 16:36:06
Статью разместил(а):
Коровина Алевтина Александровна

Работа с одарёнными детьми

Автор: Коровина Алевтина Александровна

ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург

 

Аннотация: Задача педагогов: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

Ключевые слова: незаурядный интеллект, одарённые дети, стратегия индивидуализации.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости»

В.А. Сухомлинский»

 

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школ.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому я в своей деятельности решаю ряд важнейших социально-психологических задач: не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться.

На уроках такие дети сразу заметны, своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов и стремление расширить нестандартные задачи. Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу не только на уроках, в процессе учебной деятельности, но и в группе продленного дня.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

В своей практике я как воспитатель группы продленного дня стараюсь использовать различные формы:

Индивидуальная работа. Приглашаю учеников после самоподготовке   даю им индивидуальные творческие задания.

Групповая работа. Во время творческой работы, подбираю задания для отдельных групп, для проведения мастер-классов.

Игровые технологии. Тематические игры «Что? Где? Когда?» «Брэйн ринг».

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида.

Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. На факультативе по логике мои ученики любят работать в группах. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать ответы, спорят, приходят к единому мнению.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Проектная работа. Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные проекты. Так учащиеся довольно успешно выступили с проектами: «Ветеран живёт рядом», рассказывали и навещали ветеранов  поселка, проект «Красуйся, град Петров!» в рамках углубленного изучения архитектуры Санкт-Петербурга.

Перечисленные выше немногие методы, которыми я стараюсь использовать в своей работе как воспитатель ГПД, нацеливают деятельность каждого педагога, воспитателя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности. Особые дети требуют от   нас педагогов больших усилий, стремиться  поддерживать их, развивать интерес, стараться больше участвовать в конкурсах, олимпиадах..

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагогов: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

 

. . . . .