Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методика формирования познавательных и регулятивных УУД у младших школьников

Дата публикации: 2020-05-17 11:56:02
Статью разместил(а):
Дегтерева Ирина Ивановна

Методика формирования познавательных и регулятивных УУД у младших школьников на уроках обучения грамоте по УМК «Школа России»

Автор: Дегтерева Ирина Ивановна

МБОУ "Бобровская СОШ № 1", г. Бобров, Воронежская область

 

Аннотация: В статье рассматривается формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте в 1 классе, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные УУД, обучение грамоте.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и Азбуки, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.

Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В ходе обучения чтению учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения. Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Педагогические условия для формирования познавательных УУД:

1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать "эмоциональную поддержку".

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание рассуждать ("я думаю, что...") играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

4. Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.)

В уроки обучения грамоте необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Учебник В.Г. Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

В соответстии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.

На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить  учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки.

На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.

Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока.

На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»

Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?» на этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.

В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Азбуке» носит первоначальный и основополагающий характер. На полях учебника с помощью соответствующего значка детям предлагается использовать толковый словарь. Такие задания помогут детям понять, что знания содержатся не только в учебнике, но и в других изданиях. Эта работа поможет учащимся осознать необходимость запоминания русского алфавита. Т.е. использование школьного толкового словаря способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.

В конце букварного периода мы выполняли два исследовательских задания: об истории воздухоплавания и авиации и об истории флота. Те дети, которые только научились читать, эти задания выполнили, добывая информацию с помощью опроса взрослых, а дети, читающие хорошо, использовали информацию из детских энциклопедий.

На уроках литературного чтения с целью внедрения сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им следовать. На мой взгляд, работа в паре и в группе на уроке более всего способствует формированию у детей умения дискутировать шепотом, спокойно, сдержано, бесконфликтно, т.е. развивает у учащихся не только коммуникативные УУД, но и стиль поведения в обществе.

При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.

Проверить, достигнуты ли цели урока, усвоены ли необходимые знания, сформировались ли необходимые навыки, ребенок может при выполнении заданий рубрик «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения» эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУД как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция и общеучебного УУД  рефлексия. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что не только учитель проверяет его знаний и оценивает его, но он и сам проверяет и оценивает свои знания. Я использую такие ролевые игры для повышения мотивации ребенка к самостоятельному получению знаний и формированию навыков, увеличивают способность оценивать собственные, личные результаты работы.

Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

 

Список литературы:

1. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.

2. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.

3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.

 

. . . . .