Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Театрализованная деятельность дошкольников второй младшей группы

Дата публикации: 2020-03-09 13:02:04
Статью разместил(а):
Воропаева Татьяна Дмитриевна

Театрализованная деятельность дошкольников второй младшей группы

Автор: Воропаева Татьяна Дмитриевна

МДОУ № 59, г. Подольск

 

Актуальность.

Актуальность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а прежде всего нравственное. Воспитать человека!

В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т.д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции.

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, 

когда вырастет. Поэтому воспитание 

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. 

И вся история отдельного человека как деятеля 

и работника может быть представлена 

 в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу..." 

А.С.Макаренко 

 

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.  Так в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку... В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. 

Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учиться действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков учась на их ошибках. 

Заучивание роли, отдельных фраз, прекрасно тренирует произвольную память.  Как известно, совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач, естественно, возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.

Театрализованные игры в отличие от сюжетно ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, с настроениями героев;

- осваивают способы  их внешнего  выражения;

- осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я ставлю перед собой цель –сделать жизнь своих детей интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В играх –драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико  значение театрализованной игры для  речевого развития (совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности  речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).

Умело поставленные воспитателем вопросы  при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и  обобщения. Это способствует совершенствованию  умственного развития и тесно  связанному с ним совершенствованию  речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, звуковая сторона речи. Новая  роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно  пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное  и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет  кругозор детей, вызывает потребность  рассказывать о спектакле своим  друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок  свободно владеет речью, говорит  то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать  – вот, что необходимо ребёнку».

Цели: 

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
• Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус
в передаче образа; отчетливость произношения;
• Закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения);
• Воспитывать любовь к театру;
• Развивать самостоятельность дошкольников в организации 
театрализованной деятельности;
• Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Вот эти задачи: 

· Развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка; 

· Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

· Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

· Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

· Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

· Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.

· Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

· Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

· Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

· Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

· Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

· Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.

· Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

· Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.

Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.

Мимические этюды с жестами

Эмоциональное состояние персонажа

Действие ребенка

1.

Нам грустно

·         грустное лицо

·         вытирает слезы

·         вздыхает, пожимает плечами

2.

Нам весело

·         улыбка, смех

·         хлопает в ладоши, прыгает

3.

Мы сердимся

Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами

4.

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5.

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6.

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе

7.

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть удивленно и сказать “Ах”

8.

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку.

Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребована. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников. Родители и другие воспитанники детского сада – благодарная публика.

Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.

 Тренируем эмоции

Попросить ребенка:

· Нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница;

· Улыбнуться как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто ты увидел чудо;

· Позлись как: ребенок, у которого отняли игрушку; два барана на мосту;

· Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака;

· Покажи, как устает: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз;

· Покажи, как отдыхает: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки!

Игры на выражение различных эмоций

Целью этих игр является закрепление и воспроизведение различных эмоций.

Таня – плакса

Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение:
Наша Таня громко плачет:
Уронили в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. (А. Барто)

Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.

Этюды на отображение положительных черт характера

Смелый заяц. 

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стой, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика. Уверенный взгляд.

Часовой.

Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел. (С. Погореловсктй)

Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.

Игры и развитие творческого мышления и воображения у детей

Угадай, кто пришёл?

Ведущий имитирует действия, связанные с выполнением правил культуры общения: я здороваюсь, я прощаюсь, я жалею, я утешаю, я сержусь и т.д. А дети отгадывают, какие действия производит в данный момент ведущий.

Кто пришёл к нам в гости?

Ведущий отводит в сторону двух-трёх детей и договаривается, кто какое животное, пришедшее в гости к ребятам, будет изображать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий активизирует доброжелательное отношение к ним словами: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки и т.п.». Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом – что чувствовали эти звери (радость, грусть, удивление). Затем ведущий спрашивает: «Как вы догадались, что звери радостные (грустные, удивленные), ведь они молчали?»

Делается вывод, что чувство можно узнать по выражению лица.

 

. . . . .