Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Профилактика детского дорожного травматизма в ДОУ

Дата публикации: 2021-09-16 00:00:22
Статью разместил(а):
Гутенева Ирина Викторовна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через систему специально организованных мероприятий в ДОУ

Автор: Гутенева Ирина Викторовна

МБОУ "Сухосолотинская ООШ", СП "Детский сад"

 

Аннотация: в этой статье автор раскрывает цели и задачи работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через систему специально организованных мероприятий в ДОУ.

Ключевые слова: безопасность детей, дорожно-транспортный травматизм, занятия с детьми, детский сад.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Обеспечение здоровья и безопасности детей – это, пожалуй, одна из важнейших задач каждого дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы обеспечить условия, способствующие выработке привычки безопасного поведения на дорогах и улицах, нужно с самого раннего возраста знакомить детей с правилами дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что дети, особенно дошкольного возраста, нарушают правила безопасного поведения на улицах и дорогах, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением, не могут правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. 

Цель работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма заключается в создании необходимых условий, способствующих снижению несчастных случаев с детьми дошкольного возраста путем повышения их уровня знаний правил дорожного движения, в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по данному направлению.

Для достижения главной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Совершенствование навыков ориентации в пространстве, координации движения.

3. Формирование реакции, быстроты мыслительных действий, способности предвидеть возможную опасность, умение выбрать правильное решение в условиях дорожного движения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что дошкольное учреждение является самой первой ступенью в системе непрерывного образования был разработан план мероприятий по реализации комплекса мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, который включает в себя создание предметной развивающей среды, работу с воспитанниками, работу с родителями, взаимодействие с социумом.

Правила дорожного движения едины для всех: детей. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников правилам дорожного движения.

Работу по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах необходимо начинать с младшего возраста. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность.

В старшем возрасте знания детей расширяются, углубляются, систематизируются.

Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Поэтому важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Обучающие плакаты подскажут, где может поджидать опасность, и как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Для обучения дошкольников правилам дорожного движения, необходимо иметь методический, наглядно-дидактический, иллюстрационный художественный материал.

Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность.

На информационном стенде для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. На родительских собраниях периодически обсуждаются вопросы по данному направлению, подчеркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Наиболее интересной формой работы по закреплению знаний по ПДД  являются праздники, которые становятся для ребят настоящими событиями.

У дошкольников очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые им. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

Необходимо учитывать, что ведущими видами деятельности для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания по ознакомлению с правилами дорожного движения, полученные на занятии.

Изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и позволяет сформировать первоначальные знания, умения и навыки безопасного поведения на улице. Все остальное зависит только от нас с вами. Только мы в ответе за жизнь, здоровье и безопасность наших малышей. Насколько  правильно будет выстроена вся работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, таким будет и результат. Жизнь и здоровье детей в наших руках. И если нам удастся их сохранить, это будет главной наградой за наш нелегкий труд.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб: «Детство-Пресс», 2009.

2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерная образовательная  программа «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Т.Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения М: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора М: Мозаика-Синтез, 2009.

 

. . . . .