Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников

Дата публикации: 2021-08-31 14:24:23
Статью разместил(а):
Ахмеджанова Алина Наилевна

Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников

Автор: Ахмеджанова Алина Наилевна

МБДОУ № 54 «Звездочка», с.Осиново Зеленодольского района

 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие дошкольников складывается из множества деталей. Физическое развитие тоже имеет не маловажное значение для растущего организма. Благодаря этому ребёнок крепнет и растёт, обретает силы и выносливость. Поэтому занятиям, направленным на физическое развитие, следует уделять особое внимание. 

Подвижные игры имеют массу преимуществ в пользу своего применения. Прежде всего, это нравится самим детям. Ведь в жизни дошкольника игра занимает главное место. Через игры ребята учатся жизни, получают первые навыки, делают выводы. 

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, что очень важно в дошкольном возрасте. В ходе подвижных игр активизируются дыхание, кровообращение и обмен веществ, правильная работа которых является залогом здоровья. И, конечно, такие игры помогают развиваться и физически. Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость – все эти физические качества ребёнок приобретает и с каждым разом всё больше и больше развивает в ходе подвижных игр, которые требуют постоянно находиться в движении. Благодаря этому развиваются мышцы, кости, увеличивается подвижность у суставов, особенно это относится к позвоночнику. В конечном итоге у ребёнка формируется здоровый, крепкий подрастающий организм. 

Ещё одно достоинство подвижных игр заключается в том, что в них можно включить разгадывание загадок, чтение стихотворений или интересный и полезный рассказ о чём-то новом, придумать увлекательный сюжет. Тогда у дошкольника не только укрепится иммунитет и будут развиваться важные физические качества, но и повышаться уровень интеллекта, самостоятельность, будут развиваться мышление, сознание, творческие навыки, умение работать в коллективе и многие другие. При этом, значительно обостряется восприятие, и ребёнок учится сосредотачивать внимание, следя за правилами и ходом игры. 

Однако, несмотря на множество достоинств, которые имеют подвижные игры, всё-таки следует соблюдать некоторую осторожность в их проведении. Нельзя допускать, чтобы физическая нагрузка была чересчур велика для ребёнка, поэтому необходимо подготавливать подвижные игры в соответствии с возрастом и другими индивидуальными особенностями детей. 

В процессе проведения с детьми-дошкольниками различных игр и развлечений, необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к проведению подобных игр: 

-подготовка к проведению игры;

- выбор игры.

Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед занятием. Определяя ее, воспитатель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х и более детей. При выборе игры надо учитывать форму занятий (непосредственная образовательная деятельность группы, праздник, прогулка).

Если на непосредственной образовательной деятельности время ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание игр на прогулке иные, чем на НОД; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. В небольшом зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют поочередно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно. Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может не состояться.  подготовка места для игры;

Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зеленую площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длинной не менее 12. Желательно, чтобы на расстоянии 2 м от поля были расположены скамеечки. Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Оконные стекла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой. 

Перед проведением игр на местности воспитатель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. 

Приступая к объяснению, воспитатель обязан ясно представить себе всю игру. Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших группах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры; 

2) роль играющих и их места расположения;

 3) ход игры; 

4) цель игры;

 5) правила игры. 

Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение детей. Заметив, что их внимание ослабло, воспитатель должен сократить объяснение или оживить его.

Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует напомнить только основное содержание.  допустимое количество движений в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).

Надо учитывать, что, с увеличением физического развития играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая превзойти, друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку детям надо увеличивать постепенно. Иногда следует прервать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции. Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.

Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными. Направление в игре зависит от размера площадки, и чем она больше, тем больше направлений получают участники. Игры большой подвижности следует проводить через 25-30 минут после приема пищи и ни в коем случае - перед ним. Физические нагрузки повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.

Особое внимание надо уделить мерам предупреждения травматизма детей во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы расположены слишком близко от границы игровой площадки, и дети, не всегда точно рассчитывая свои силы и направление движения, с разбегу наталкиваются на них. Травмировать голеностопный сустав дети могут и в тех случаях, когда на площадке ее линии и границы отмечены, например, деревянными бортиками, канавками. Поэтому перед проведением игры воспитателю следует хорошо изучить рельеф площадки. Если не получается полностью устранить травм опасные зоны, педагог в ходе игры выбирает для себя место, наиболее приближенное к ним. Ему должны быть хорошо видны все игроки. Учитывая все вышеперечисленные факторы, возможно, организовать и провести подвижную игру с максимальной пользой

Таким образом, роль подвижных игр в воспитании дошкольника имеет огромное значение. Использование таких игр сказывается не только на физическом развитии ребёнка, но и на многих других качествах. Получается, что с помощью подвижных игр дети получают всестороннее развитие, что и требуется дать малышам в дошкольном учреждении. 

 

. . . . .