Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Системный подход в формировании навыков творческого и технического конструирования у дошкольников

Дата публикации: 2021-06-25 10:02:14
Статью разместил(а):
Талькова Ольга Викторовна

Системный подход в формировании навыков творческого и технического конструирования у дошкольников

Автор: Талькова Ольга Викторовна

Д/с № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти

 

Аннотация: В данной статье говорится о системном подходе в формировании у дошкольников технических способностей и предпосылок к развитию инженерно-технического творчества, начиная с 3-летнего возраста.

Ключевые слова: инженерно-техническое творчество, конструкторское мышление, техническое конструирование, детский сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Реалии современного российского образования определили диапазон поиска методов воспитательно-образовательной работы с детьми в нашем детском саду. Мы - участники стратегического проекта нашей организации - «Мини-кванториум», цель которого - стимулирование интереса дошкольников к сфере высоких технологий, вовлечение  в научно-техническое творчество, а также поддержка детей с разными возможностями и способностями. Поэтому выбор номинации «Ребенок в технологичном обществе» напрямую совпадает с приоритетными задачами и направлениями нашего детского сада.

Научно-техническое творчество уверенно вошло в дошкольное образование. И система дошкольного образования должна обеспечить ранее раскрытие способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению, то есть формированию предпосылок инновационного мышления. Решение этой проблемы связывается с поиском такой образовательной среды, которая помогала бы максимально раскрыть потенциал и способности каждого ребенка, как можно раньше. Поэтому, уже с раннего дошкольного возраста необходимо формировать предпосылки инновационного мышления, развитие интеллекта, технических способностей через создание условий, ориентирующих на поиск, открытие, создание нового в разнообразных сферах общественной практики. Как правило, ребенок в младшем возрасте сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений. Педагог, создавая условия и предоставляя возможность для предметной творческой деятельности, выявляет  потенциал детей.

Нами был разработан проект «Первые шаги будущих инженеров». Цель проекта: стимулирование интереса дошкольников к сфере высоких технологий, вовлечение  в научно-техническое творчество, а также поддержка детей с разными возможностями и способностями.

Мы увидели неподдельный интерес детей и их родителей к данному направлению. Убедились, что сформированные технические способности позволяют достичь больших успехов при создании различных проектов. Родительское сообщество с огромным интересом участвует во всех проектах, реализуемых в нашем детском саду, понимая важность раннего профессионального самоопределения детей.

Работая в данном направлении уже более 3-х лет, педагоги нашего детского сада уверены, если ребенка заинтересовать деятельностью в данной сфере с младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Самарская область – родина технологий российского и мирового уровня: космос, автопром, оптика, наноматериалы, фотоника.

Наш город  Тольятти - автомобильная столица России, Автоград. В свое время АвтоВАЗ дал жизнь маленькому городу, превратив его в один из крупнейших городов страны. Наши воспитанники успешно оканчивают учебные заведения, а затем работают в цехах и отделах Волжского автозавода и других сферах городской жизни.

Первой ступенью погружения в профессии технической направленности стали детские сады, в которых воспитываются уже настоящие династии – династии инженеров-конструкторов. И наш сад – не исключение. Углубленная работа педагогов в техническом направлении помогает выпускникам успешно подготовиться и поступить в школы физико-математической и экономической направленности.

Новизна данного проекта в том, что ее отличительной особенностью от остальных проектов состоит в возможности выстроить систему работы по овладению конструкторскими умениями и навыками у детей, начиная с 3-х лет.

Актуальность проекта состоит в раннем выявлении потенциала детей младшего дошкольного возраста к техническому конструированию через создание условий и предоставлении возможности для предметной творческой деятельности. Актуальность данного проекта определяется также одной из поставленных перед современным образованием задач - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. С помощью данного проекта, начиная с младшего возраста, педагоги, используя системный подход в формировании навыков творческого и технического конструирования, формируют и развивают у детей конструкторское мышление. Диагностические срезы позволяют оценить степень сформированности у детей предпосылок к развитию инженерно-технического творчества.

Реализуя наше приоритетное направление в течение нескольких лет – мы можем смело заявлять, что в нашем детском саду дети делают свои первые шаги будущих инженеров. Ребята с высоким потенциалом к техническому конструированию проявляют себя, участвуя в соревнованиях, конкурсах и фестивалях проектных и исследовательских работ на различных уровнях.

В ходе работы над проектами в рамках Всероссийских соревнований «Икаренок» дети разрабатывали социально-значимый проект для улучшения жизни пожилых людей «Калейдоскоп открытий», в котором были сконструированы роботы-помощники и стали абсолютными победителями III окружного робототехнического фестиваля «Робофест-Приволжье 2018».

В 2020 году разрабатывали проект «Живой воздух» по созданию воздухоочистных механизмов, способствующих улучшению экологической ситуации не только в городской среде, но и региона в целом и заняли 2 место в Региональных робототехнических соревнованиях среди дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок». Участвуя в 2020 году в Международных соревнований по цифровым технологиям, образовательной робототехнике и нейротехнологиям «ДЕТалька 2020» ребята погрузились в проблемы мирового океана, и спасали Тихий океан от недавней экологической катастрофы на Камчатке, предлагая свой вариант решения проблемы, в результате 3 место в номинации «Творческий проект. Младшая группа».

В 2021 году разрабатывали проект «Живая вода» по созданию водоочистных систем города, способствующих улучшению качества  питьевой воды и стали абсолютными победителями в Региональных робототехнических соревнованиях среди дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок - 2021».

Ежегодно, участвуя во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест»,  дети исследуют проблемы космоса, разрабатывают проекты по утилизации космического мусора, изобретают космическое такси и исследуют жизнь на планете Марс, на протяжении уже 4-х лет команда детского сада занимает 1-е места в данном фестивале.

С каждым годом дети все больше интересуются разработками новых технологий, которые решают проблемы  экологического и социального характера, хотят помочь в этом взрослым, предлагая свои варианты решения проблем.  Это способствует развитию творческих способностей, формированию технического мышления, способности рассуждать и делать собственные умозаключения.

Важно, чтобы внедрение конструирования и робототехники в деятельность воспитанников проходило системно. Это позволит выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.

 

. . . . .