Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль игры в развитии речи детей раннего возраста

Дата публикации: 2020-01-27 22:43:40
Статью разместил(а):
Червякова Лариса Анатольевна

Значение игры и ее роль в развитии речи детей раннего возраста

Автор: Червякова Лариса Анатольевна

МБДОУ "Детский сад № 27 "Тополёк", с. Чанки, Коломенский г.о., Московская область

 

Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем ребенка. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей раннего возраста. Это возраст существенных перемен в жизни малыша.

В этот период - от одного до трех лет - малыш так преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа. М. Монтессори в своих трудах сравнивал мышление ребенка раннего возраста с “впитывающей губкой”.

Особенно интенсивно в этот период развивается речь, т. к именно ранний возраст определяется как сензитивный (оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является одним из основных достижений ребенка. Необходимо больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста, ведь именно он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться педагогами ДОУ ежеминутно, ежесекундно, пронизывать все режимные моменты .

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф.Губановой, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Без игры жизнь ребенка невозможна!

Ранний возраст-период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает: предметы, игрушки, растения, животные,-вызывают особый интерес. Игры с предметами успешно используются для формирования активизации словаря детей . Они наиболее доступны для детей раннего возраста, так как основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Особое значение для развития активного словаря детей раннего возраста имеет предложенная Е.И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, бельё и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. Проведение дидактических игр («Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем платье», «Выкупаем куклу» и др.) расширяют и углубляют знания детей, а следовательно, делают их игры более разнообразными.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Особую роль в развитии малыша играет малый фольклорный жанр — миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослыми. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Произведения русского народного фольклора, помогает сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

В ходе занятий по фольклору с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации) с помощью которых создается развёрнутая картина действий.

Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания.

Для инсценировок используются потешки, небылицы, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети  не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Такие инсценировки – это целая живая картина:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

 Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Развитие речи ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики. Этот тандем рассмотрен и подтвержден в исследованиях многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Какие же игры для развития мелкой моторики рук малыша можно использовать?

1. Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
- Сортируем прищепки по цвету.
- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы.

2. Сортируем крупу.

И тут на помощь могут прийти сюжетные игры: 
- накорми курочку, петушка, цыпленка
- помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки "камешками".

У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка) и т.п.

3. Мастерим бусы.

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

4. Волшебная шкатулка.

Игра развивает мелкую моторику, навыки классифицирования.

Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

5. Раскопки и рисование на манке.

Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать лучики для солнышка, дождик и т.п. 
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

6. Пальчиковые игры.

Представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр-переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на речевое и умственное ребенка. Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Ритм, неизменный порядок слов и рифма воздействуют на детей завораживающе, успокаивающе.

Мы хлопаем сейчас: (Хлопаем в ладоши)

Хлоп, раз, еще раз, (Через раз хлопаем по столу.)

А теперь скорей, скорей, скорей

Шлепай,шлепай веселей. ( Шлепаем ладонями по столу быстро и ритмично.)

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

  1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

  2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

  3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

  4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

  5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

  6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

  7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

  8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Таким образом, систематическое использование в работе с детьми раннего возраста различных видов игр, способствует развитию не только речи детей, но позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

 

Литература:

1. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, № 8, 2008, -С. 20–23

2.Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий/ Н.Ю. Галой.-Волгоград:Учитель, 2015.-88 с.

Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решения в ДОУ и семье.-М.:ТЦ Сфера, 2012,-112с.(От рождения до трех).

3. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет- Яро.: «Академия развития», 2008.-240 с.

4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.

2-3 г. / В. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128 с.

6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128 с.

7. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание. – 1990г. №7,1990г. №12, 1991г. №6,

9. Чуева И. Г., Сасина З. М. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 77-79.

 

. . . . .