Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современная тенденция дошкольного образования "Реджио-подход"

Дата публикации: 2021-04-14 11:21:35
Статью разместил(а):
Кочадзе Ирина Владимировна

Современная тенденция дошкольного образования "Реджио-подход"

Автор: Кочадзе Ирина Владимировна

ГБОУ «Школа в Капотне»

 

Аннотация: В основе Реджио-подхода лежит вера в силу, возможности ребенка и вера в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Это гуманистический, оптимистический подход к развитию и образованию детей.

Ключевые слова: Реджио-подход, развитие детей.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Основные принципы Реджио-подхода: у каждого ребенка есть свои мнения, желания, права и потребности. Необходимо их уважать, уважать самостоятельность и осознанность ребенка. Дети узнают мир и осваивают новые навыки, следуя за своим интересом, используя врожденные любопытство и изобретательность.

Истоки методики.

Все началось с истории итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци. Итальянец горячо любил свое дело, не переставая проводил педагогические исследования в родном городе Реджио Эмилия. Он оказался не просто школьным учителем, который не бросил учить детей в сложное военное время. Малагуцци защитил научный труд по теме педагогической работы с особенными детьми. Труды Выготского и Монтессори вдохновили педагога на создание абсолютно новой для того времени сети детских учреждений для ребят возрастом от 3 до 6 лет. Это были первые малыши, которых воспитывали по методике Малагуцци.

Детские сады и ясли: формат и специфика.

Детские сады по версии Малагуцци принципиально отличались от типичных католических и частных статусом и финансированием. Это были муниципальные учреждения на содержании государства и отчасти родителей. Интересно, что размер родительского взноса зависел от обеспеченности семьи. Для Италии такой формат детского сада был совершенно новым. Родители с энтузиазмом встретили идею, поэтому мест постоянно не хватало. Чтобы как-то решить проблему детей принимали на конкурсной основе. Ребят из сложных семей или с инвалидностью брали в сады вне конкурса. Для Малагуцци и его последователей крайне важно было подарить каждому ребенку возможность получить образование и адекватное воспитание. Вот почему финансовое положение семьи или физическое здоровье ребенка не имели значения, скорее наоборот, детей из бедных и неблагополучных семей принимали в первую очередь. Ажиотаж вокруг детских садов Малагуцци вдохновил его на идею создания учреждений для самых маленьких. Так в 1970 году появились первые ясли.

Спустя 21 год методика воспитания итальянца и его сторонников по версии Newsweek официально была признана лучшей в мире

Роль педагога в садах нового формата.

Реджио-педагогика развивает индивидуальность  ребенка. Педагоги взаимодействуют с детьми, помогают им раскрыться, учат не сравнивать себя с другими и не пытаться соответствовать общим требованиям. Педагог в детском саду, работающем по методике Малагуцци, ценит и уважает каждого ребенка. Он его наставник и друг. От детских вопросов не пытаются отмахнуться, наоборот, детей стимулируют их задавать, а потом намеренно тянут с ответом, предлагая пофантазировать и придумать свои версии. Между детьми и педагогами нет иерархической пропасти, только ровные партнерские отношения. Учебных планов и надзирательства руководства тоже нет. Реджио-педагогика исключает уравнивание детей и любое давление. Каждый ребенок индивидуален, соответственно и ключики к дверям его потенциала подбирают в индивидуальном порядке, и ни в коем случае не пытаются взломать замок силой.

Чему учат и как вовлекают детей в процесс.

В основе совместного изучения явления: природные и социальные, все, над чем поработал человек. Это возможность изучить и поразмышлять. Интересный пример : "Луке 4 года и он занимался аппликацией на тему осени. К дереву мальчик решил наклеить настоящие листья (перед этим дети их сами собрали на прогулке). Как только Лука выбрал лист, учитель спросила, видит ли он разницу между тем, как он выглядит с одной и с другой стороны? Лука заинтересованно изучил прожилки на одной стороне, перешел к осмотру фактуры на другой и только после этого принял решение, какая из них больше подходит для его истории осени».

Чтобы работать с детьми в таком формате, педагогам нужно постоянно совершенствоваться. Воспитателям детских садов, практикующим Реджио-педагогику, для этого выделяют специальное время. Специалисты объединяются, сотрудничают, делятся опытом и идеями. Все, что окружает детей, помогает им познать мир и себя. Младшие школы и детские сады, где практикуют Реджио-педагогику, это всегда особенные классы. Они оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы дети с детства интересовались природными явлениями, окружающим миром, искусством и техникой. Чего только нет в классных комнатах! Кроме обычных красок и карандашей, можно увидеть:глину, разные виды бумаги и картона, дерево, сухие растения и семена, песок, частицы металла, пряжу, перья, гайки и пр. Это даже может быть просто мусор.

Последователи Реджио-педагогики уверены, что дети большему научатся, обращая внимание на простые окружающие их вещи, чем на игрушки и игры. За порядком и "ассортиментом" дети и педагоги следят вместе.

Формы работы.

Динамика процессов, происходящих в современном обществе, диктует необходимость владения педагогами новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникационной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. Педагогу важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала и мышления ребенка, сформировать поисковую активность и речевые способности. Поэтому организация целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе личностно ориентированного и компетентного подходов, обусловливает необходимость овладения педагогами широким спектром соответствующих образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его потребностей в самореализации и развитии.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Перечислю способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства. Это движение, рисунок, конструирование, лепка, использование музыки и театральных постановок, театра теней, создание коллажей.

Пространство и среда в детских учреждениях.

Детские сады Реджио мало напоминают классические садики стран России. Отличается все, начиная от площади и заканчивая меню. Сады Реджио просторные, в них большие окна и много зеркал. Окна — для перманентного наблюдения за окружающим миром, зеркала — для глубокого знакомства с собой. Еще одно отличие — подход к воспитанию, доверие и интерес к любознательности детей. Малышам разрешают заходить на кухню, помогать готовить для себя и других. Поощряются инициатива, импровизация и личные рецепты ребят.

В отделке детских садов почти нет искусственных материалов. В приоритете натуральное дерево. Помещения для детей уютные и комфортные. В каждом классе есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней: домики, лабиринты, шкафчики, ящики и пр. В каждом классе есть зона для творчества — ателье.

Партнерство и общение, отчетность и оценивание.

Педагог – это помощник. Реджио-педагогика призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования. Педагог относится к детям с уважением, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать. Педагог и ребенок – партнеры, которые взаимодействуют на равных.

Общение и сотрудничество.

В процессе обучения дети активно взаимодействуют с семьей, педагогами, другими детьми и социокультурным пространством. Так, родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. Дети активно взаимодействуют с социокультурным пространством: ходят на работу к родителям, посещают музеи, выставки.

Основой  Реджио-педагогики является обучение в сотрудничестве, поэтому очень популярна групповая форма работы. В процессе работы в группах дети учатся вместе делать общее дело, нести за него ответственность, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию. В выполнении какого-либо задания, дела, на первое место ставится не результат, а процесс. Ведь именно процесс дает возможность познания и развития. Дело или проект обычно возникает незапланированно: один ребенок находит интересное для себя занятие, педагог помогает ребенку увлечь этим занятием других детей, дети вместе решают проблему.

Изначально родители были во главе процесса, а чтобы заинтересовать им как можно больше семей с детьми и сторонников, окна садов выводили на улицы города. В наши дни родители все также не просто отдают детей на попечение воспитателям, чтобы поскорее заняться своими делами. Они принимают участие в жизни детского сада, бывают на занятиях, работают над совместными проектами. Дети не проводят все время в группах. Вместе с друзьями и педагогами они ходят на выставки, в музеи. Абсолютно нормальной практикой считается совместная экскурсия с группой на работу одного из родителей детей. На занятиях не перебивают и не отмалчиваются. Ребят учат слушать мнение других, вступать в диалог, объяснять собственную позицию, выстраивать партнерские отношения друг с другом. Для этого их увлекают уже ранее упомянутыми проектами.

 

. . . . .