Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи дошкольников

Дата публикации: 2021-04-02 19:52:57
Статью разместил(а):
Сидорова Зинаида Николаевна

Развитие речи дошкольников

Автор: Сидорова Зинаида Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

 

Аннотация: Формирование грамотной устной речи воспитанников – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: проблема речи, речевое развитие, дошкольники.

 

Речь - это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи.

Речь - это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. У дошкольников речь выполняет коммуникативную и планирующую функции.

Процесс развития речи у ребенка начинается в самом раннем возрасте. В дошкольном же периоде (3-7 лет) этот процесс активно развивается и совершенствуется.

Выделяют 4 функции речи:

1) Семантическая (обозначающая) - речь используется для общения, с помощью нее человек выражает свои чувства и эмоции.

2) Коммуникативная – речь является главным инструментом общения между людьми.

3) Эмоциональная (экспрессивная) – через речь человек передаёт свои эмоции и чувства.

4) Регуляторная (функция воздействия) – речь является социальным средством воздействия на других людей.

Самой основной считается коммуникативная функция (функция общения). Ею овладевает ребенок уже в раннем возрасте. Поначалу он общается только с близкими, в основном – с родителями. Уже в годовалом возрасте малыш может передать взрослому что-то с помощью небольших слов или даже предложений. Слова и предложения обычно еще очень просты и не связаны между собой. У детей раннего возраста преобладает ситуативная речь – общение возникает только в условиях конкретной ситуации, в которую вовлечены ребенок и взрослый (взрослые).

Говоря о коммуникативной функции речи дошкольника, нельзя обойти стороной понятие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. В связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. В развитии речи дошкольников выделяют следующие этапы: довербальный, переход к активной речи и совершенствование речи как средства общения.

Самый первый этап – довербальный, начинается с появления ребенка на свет и продолжается примерно до года и заканчивается с началом понимания ребенка речи взрослых и возникновением пассивной речи.

Переход к активной речи начинается на втором году жизни ребенка. Он характеризуется развитием фонематического слуха и появлением первых понятных слов. Но нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – кто-то начинает говорить раньше, кто-то – позже.

Следующий этап подразумевает в себе расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, улучшение произношения. Речь ребенка становится точнее, он яснее выражает с помощью нее свои мысли. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

С началом дошкольного возраста (около 3х лет) у ребенка формируется грамматический строй речи. В словаре начинают появляются активно слова разных частей речи.

В возрасте 3-7 лет образ жизни ребенка существенно меняется. Они начинают ходить в детский сад, узнавать много нового. Они начинают много общаться. В круг общения входят уже не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые, а также сверстники.

Ученые-педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, А.В. Запорожец и др.) выделили в дошкольном возрасте 3 основных периода: младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Рассмотрим подробнее, как происходит развитие речи в каждом из этих периодов.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущая деятельность – предметная.

В этом возрасте у детей значительно повышается потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Они любят делать что-то совместно со взрослым, помогать, расспрашивать обо всем. Очень часто задаются вопросы «Почему?» и «Зачем?». Ребенок чувствует себя более уверенно и защищенно, когда взрослые разговаривают с ним и отвечают на все вопросы. Помимо этого, растет и потребность в общении со сверстниками, в играх дети начинают объединятся в группы и общаться в процессе. Появляются первые распределения ролей в игре. Она становится сюжетно-ролевой. В связи с этим сильно увеличивается словарный запас ребенка, появляется огромное количество новых слов.

Средний дошкольный возраст – период интенсивного физического роста и развития детей. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

В старшем дошкольном возрасте идет интенсивно развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В это время появляются новые социальные потребности: потребность в признании и уважении взрослых, быть «взрослым», выполнять важные дела и поручения, помогать. Общение со взрослыми также продолжает оставаться очень важным для ребенка. Важным достижением данного периода считается осознание ребенком своего социального «Я» и формирование внутренней социальной позиции.

Знать особенности развития речи в каждом периоде дошкольного детства необходимо для правильного составления работы по формированию грамматически правильной речи у детей.

 

Список литературы:

1. Акишина А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавания. Сборник статей; сост.. Е. Кудрявцева. – М., 2013. – 368 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет / О.С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

4. Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет / О.С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 32 с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии. 2011. – 256 с.

 

. . . . .