Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-04-02 10:18:05
Статью разместил(а):
Трещинская Татьяна Ивановна

Проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста

Автор: Трещинская Татьяна Ивановна

ГБОУ "Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна"

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития самостоятельности у детей, причины, которые ведут к несформированности этого качества и представлены пути решения в виде рекомендаций для полноценного развития личности и сформированности самостоятельности у детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, формирование самостоятельности.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Воспитание самостоятельности у детей – одна из самых актуальных тем для молодых родителей. Каждый взрослый человек, создав семью, желает для своего ребенка самое лучшее, хочет, чтобы ребенок всесторонне развивался, а главное стал самостоятельным. Но за своими желаниями, выбирая неправильную модель семейного воспитания, часто происходит так, что родители неосознанно, наносят вред в развитии тех или иных качеств ребенка. В данной статье, рассмотрим такие вопросы как:

Что же такое самостоятельность? Каковы причины её несформированности? А главное - как правильно воспитывать и развивать ребенка, чтобы сформировать и развивать самостоятельность у детей?

Перейдя к рассмотрению первого вопроса, дадим определение самостоятельности:

Самостоятельность - качество личности, благодаря которому человек может сам ставить перед собой цели и задачи, продумывать формат их исполнения, брать на себя ответственность за деятельность и последствия, а также чаще принимает нетрадиционные решения.

Говоря о самостоятельности в детском возрасте, мы чаще всего себе представляем ребенка, который без посторонней помощи себя само обслуживает или развлекает. Однако самостоятельность- это нечто большее, чем только умение себя само обслужить и развлечь. Самостоятельность также включает в себя и инициативность и ответственность, уверенность в своих силах, умение принимать решения, ставить цели и выполнять их.

По сути, перечисленные качества символизируют взросление ребенка- чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого.

Многие родители не придают важного значения в формировании этого качества, и для облегчения жизни себе, стараются все сделать и решить за ребенка. Поэтому чаще всего главная причина несамостоятельности ребенка, кроется в поведении родителей, которые выбирают такой стиль семейного воспитания, при котором так или иначе душат детскую инициативность и ответственность.

Рассмотрим причины, которые приводят к несформированности самостоятельности у ребенка.

Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач. Ребенок привыкает, что все делают за него другие, и оказывается так, что он не готов в будущем ко взрослой жизни, где необходимо самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.

Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Такой ребенок, растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо самостоятельно он не в состоянии.

Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, но при этом не дают реакцию на промежуточные успехи. В следствие отсутствия «похвалы» ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих усилий, теряетуверенность в себе.

Неготовность принят взросление ребенка:родителям не легко смирится с тем, что ребенок может иметь свое- отлично от их - мнение, они стремятся оградить его от ошибок.

Это общие причины, которые в быту проявляются в таких вещах:

▪ Родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;

▪ Привыкли излишне перестраховываться: не оставлять ребенка одного дома, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т.д.

▪ Живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка».

▪ Не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

Воспитание — самостоятельности- это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них.

Рассмотрим три основных этапа формирования самостоятельности у детей.

▪ Формирование физической и бытовой самостоятельности ребенка.
Чаще всего этот период приходится на кризис трех лет. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, а родителям все чаще приходится слышать: «Я сам». Ребенок сам начинает есть, пользоваться горшком, мыть руки, обуваться, застегивать пуговицы и помогать по дому.
Именно этот период самостоятельности ребенка доставляет массу проблем родителям, но нужно запастись терпением. Дайте возможность ребенку потренироваться. Ведь самостоятельность, особенно в бытовом плане, есть не что иное, как отработка определенных действий.

▪ Формирование учебной самостоятельностиребенка.
В период 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. 
Что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.
Для стимулирования учебной самостоятельности должен присутствовать побудительный мотив, но не материальный, а, например, познавательный. Также очень важно научить детей получать удовлетворение от выполненного дела.
Выполнение заданий можно начинать с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. Первое время родители должны поддерживать ребенка в его действиях, объяснять, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.

▪ Формирование личностной самостоятельности ребенка.
Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта: «мыпойдем гулять в парк или на площадку?»Тренируя таким образом, личностную самостоятельность, к подростковому возрастуребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?». Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.

Воспитание самостоятельности – процесс не одного дня, но, если до достижения подростковоговозраста взрослым не удалось у ребенка эту черту характера сформировать, можно считать, что время упущено.

Для формирования самостоятельности у ребенка приведем рекомендации, которые помогут родителям:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

8) в меру опекать ребенка;

9) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

10) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

11) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

12) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

13) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

14) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

15) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы родители помнили, что для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

 

Список литературы:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М., 2000. — 192 с.
2. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин- ститутов. / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 216 с.
3. Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника. / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 7. – С. 67–71.

 

. . . . .