Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Домашний оркестр как способ профилактики цифрового слабоумия у дошкольников

Дата публикации: 2020-01-24 12:20:59
Статью разместил(а):
Токаева Светлана Евгеньевна

Домашний оркестр как способ профилактики цифрового слабоумия у дошкольников

Автор: Токаева Светлана Евгеньевна 

МАДОУ "Детский сал № 17 "Заряночка"

 

Аннотация: Рекомендации по созданию домашнего оркестра для родителей дошкольников от музыкального руководителя.

Моя Мама видит музыку во всём. Развивать музыкальность в ребенке можно и нужно с самого рождения. Ведь малыши очень восприимчивы к звукам. В детском саду на музыкальных занятиях педагоги предлагают множество способов развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и  чувства ритма.  На самые лучшие учителя – это конечно родители.

Итак, развиваем музыкальность дома. В быту нас окружает множество «музыкальных инструментов» и источников звука, неприметных на первый взгляд. Например, на кухне можно устроить настоящий оркестр с помощью любой металлической посуды. Дайте своему ребенку ложку и переверните дном вверх несколько кастрюль. Хорошо, если кастрюли будут разными – чугунные, эмалированные, алюминиевые. Постучите деревянной ложкой по каждой из них. Спросите малыша, какой звук ему нравится больше. А как «играет» эта кастрюля? А эта? Потом замените ложку пластиковой лопаточкой для переворачивания мяса, такая наверняка найдется в каждой кухне. А как кастрюли «звучат» сейчас?

Взбивая миксером тесто для блинчиков, спросите малыша на что похож этот звук? А если увеличить скорость вращения? Закончили с тестом – моем посуду. Как звучит вода? Звуки льющейся воды отличаются когда напор маленький и когда большой. Умывая ребенка, пропевайте на любой мотив «Водичка, водичка, умой моё личико».

Переходим в комнату. Оказывается и здесь очень много музыки! Скрипящая дверца шкафа может быть не только мелким недочетом интерьера. А еще можно послушать звук «молнии» на сумке или пальто. Расскажите, что этот звук можно назвать «жужжащим». Спросите, где еще можно услышать жужжание? Скорее всего, ребенок вспомнит летнюю пору, когда свою песенку поют насекомые.

Музыка вокруг нас – эту мысль нужно донести до ребенка. По дороге в детский сад обратите внимание малыша на шум улицы. Автомобильный гудок  - это не просто нетерпеливый водитель, это тоже своего рода музыка. Найдите разницу между звучаниями разных клаксонов – какой-то звучит низко, «басом», а другой – выше. Самолет, пролетая над нашим городом, тоже «поет» по-особому. Услышав гул самолета, пропойте простую песенку «Самолет летит, самолет гудит. Командир пилот самолет ведет. У-у-у-у, я лечу в Москву». Однажды вы споете сами, а в следующий раз вам обязательно подпоет ваш ребенок.

Расскажите о том, как по-разному звучит улица в разное время года. Зимой можно услышать вой вьюги и шуршание снега. Весной свою песенку поют тающие сосульки. Летом играет целый оркестр: насекомые – жужжат и стрекочут. Птицы – поют, свистят. Осень шелестит листвой и барабанит дождем по окнам. 

Есть такие моменты, когда ребенку приходится бездействовать долгое время – когда он заболел и лежит под одеялом, или вам предстоит долгий перелет или поездка на поезде. Поиграйте с малышом в игру «Что я слышу». Пусть он описывает звуки вокруг, старается их повторить. Это прекрасный способ провести время, развивая одновременно музыкальные способности.

Обращайте внимание ребенка на любые звуки, сравнивайте их и ищите ассоциации. Тогда ваш малыш непременно запомнит – «Моя мама видит музыку во всем!»

Домашний оркестр – это просто. Для игр и развлечений с детьми дошкольниками обычно используется музыкальные инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности, поэтому их называют шумовыми. К их числу относятся барабан, бубен, колокольчики, треугольник, погремушки, маракасы и так далее. Каждый из этих инструментов обычно имеется в арсенале музыкального руководителя в детском саду, да и приобрести их для дома не требует больших затрат.

Но гораздо интереснее, проявив определённую фантазию, сотворить что-то подобное самим! Совместное создание и использование музыкальных инструментов  - это не только интересно, но также полезно для всех участников процесса. На первых порах вполне можно обойтись домашними средствами,  всего лишь посмотрев на предметы, окружающие вас, немножко по-другому и на некоторое время вместе с ребёнком став волшебниками, превращающими обычное в музыкальное.

Ответьте, например, давно вы заходили в отдел, где продаются … рыболовные принадлежности? Вы удивляетесь, а зря, потому что именно там продаются замечательные вещи - маленькие оловянные бубенчики, которые так удобно соединить по два - три, повесив их на обыкновенные скрепки. И вот у вас уже есть замечательный музыкальный инструмент, обладающий необычайным звонким голоском.

Вместе с детьми вы можете изготовить такой музыкальный инструмент, как кастаньеты. Для этого нужно взять две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий палец.

Из контейнеров от «киндер-сюрприза» или бутылочек из-под йогурта можно сделать разнообразные «маракасы» - перкуссии, наполнив их горохом, разными крупами или мелкими камешками, макаронами или бусинками.

Можно использовать как ножку обычный фломастер, который уже не понадобится в рисовании, или старую шариковую ручку. А можно усложнить задачу, и использовать две пластиковые ложки, скрепив их разноцветными лентами или нитками.

Не менее интересными получатся инструменты если использовать не пластиковой яйцо, а пластиковую бутылочку. Особенно хороши для детской ладошки бутылочки из-под Актимель и аналогичных напитков.

Можно изготовить такой музыкальный инструмент как «музыка ветра». С помощью этого инструмента можно изображать появление невидимого героя или слушать музыку ветра. Сделать его очень просто. Для этого понадобится некоторое количество сухих тростниковых или бамбуковых стебельков - нарезаете их на трубочки желаемого размера и крепите эти трубочки на леску к палочке или круглой пластинке.  Инструмент держится на пальце за кольцо, которое крепится наверху. Если хотите, чтобы «музыка ветра» не шуршала, а звенела при покачивании - вместо тростника подберите несколько ненужных в хозяйстве ключиков примерно одного размера или же легкие столовые приборы.

Из бутылочки из-под кетчупа и пластиковых крышек легко получится интересный музыкальный инструмент. Стоит проявить немного воображения и усердия, результат обещает быть впечатляющим.

Те, кто не чувствует в себе достаточно сил для создания нового музыкального инструмента, вполне могут обойтись набором уже имеющихся в дома звучащих игрушек. Важно познакомить детей с названием инструмента и способом игры на нём. Для этого, показывая тот или иной инструмент, надо продемонстрировать, как на нём играть. Скажем, на барабане играют, ударяя по его поверхности палочками, на погремушках и колокольчиках – встряхивая. Кроме того, в детях следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментом: с ним следует обращаться бережно, брать, играть на нём и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно.

Взрослый, показывая имеющиеся музыкальные инструменты, демонстрирует их голоса. Затем детям можно предложить закрыть глаза и на слух определить, какой из инструментов сейчас прозвучал. С помощью плодов вашего творчества можно попробовать украсить имеющиеся в записи музыкальные произведения новыми красками. Конечно, при этом к каждому отдельному музыкальному произведению проводится индивидуальный подбор музыкальных инструментов для его сопровождения.

Импровизированный оркестр можно создать из бытовых предметов и конечно основным местом будет кухня!

Помощником в создании домашнего оркестра может стать программа Е. Железновой «Музыка с мамой», которую очень люблю и часто использую в своей работе. Многие знакомы с этой прекрасной программой, где много очень любопытного материала. Очень нравится оркестр «Мы не просто так сидим», где звучат необычные инструменты: стаканы, ложки, крышки от кастрюль.

Мы не просто так сидим,

Мы посудою гремим.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Мы не просто так сидим,

мы посудою гремим.

Чашечки к себе подвинь,

Ложечкой звени динь - динь.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Чашечки к себе подвинь,

Ложечкой звени динь - динь. (чашки)

Гречку можно не съедать,

Гречкой будем мы шуршать.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Гречку можно не съедать,

Гречкой будем мы шуршать (баночки, наполненные крупой)

Деревянных ложек стук -

Очень интересный звук.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Деревянных ложек стук -

Очень интересный звук. (деревянные ложки, можно и железные, но тогда изменится текст «а железных ложек стук – очень интересный звук»)

Крышки от кастрюль возьмём,

Чтоб сыграть тихонько – бом!

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Крышки от кастрюль возьмём,

Чтоб сыграть тихонько – бом! (крышки от кастрюль, не эмалированные, в целях безопасности)

Тёрочки скорей берём,

Друг об друга их потрём.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Тёрочки скорей берём,

Друг об друга их потрём. (металлические или пластиковые тёрки)

Вот ключи от всех дверей,

Позвеним мы в них скорей.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

Вот ключи от всех дверей,

Позвеним мы в них скорей. (связки ключей)

По дощечкам постучим,

Милых мам повеселим.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

По дощечкам постучим,

милых мам повеселим. (стучим палочкой по разделочным доскам)

От орехов скорлупой

Будем мы играть с тобой.

Хоть, мы нот не знаем,

Хорошо играем.

От орехов скорлупой

Будем мы играть с тобой. (скорлупки от разных орехов, нанизанные на леску)

Мы не просто так сидим,

Мы посудою звеним.

Посуда из различного материала – алюминий, чугун, стекло, пластик – это кладезь различных звуков. Главное не переусердствовать и не разбить ничего. В этом смысле абсолютно безопасным является так называемый «бумажный оркестр». Стоить обратить внимание на то, что обычный лист бумаги может «звучать» по-разному если встряхивать его, проводить по нему рукой резким скользящим жестом, или же шуршать листком, используя обе руки. Подобный мастер-класс я проводила с педагогами своего ДОУ на педсовете, на тему «Как занять ребенка без игрушек». Получила очень эмоциональный отклик со стороны коллег, идея была встречена на «ура». В этом случае большое значение имеет какую пьесу вы беретесь озвучивать. Произведение должно быть ярким, желательно в быстром темпе и не слишком большого размера.

Ну и, наконец, можно устроить из ваших прекрасных самоделок целый оркестр и на радость себе и ребёнку музицировать во время семейного досуга и праздников.

В домашнем оркестре можно разучить аккомпанемент к русским народным песням, например «Светит месяц» или «Калинка». Они будут задорнее звучать под звуки ложек или погремушек.

«Зачем мне это?» Вероятно, родители, прочитав все вышеизложенное, зададутся вопросом «Зачем мне это нужно?». Ответ на этот вопрос так же прост, как и очевиден. Игра в домашнем оркестре объединяет всю семью, формирует основы семейной музыкальной традиции. Что немаловажно в условиях современной занятости родителей. Зачастую у мам и пап не хватает времени на развивающие занятия с детьми, и многие предпочитают «отделаться» вручением планшета или телефона своему чаду. Именно из-за таких факторов и появилось ныне популярное понятие цифрового слабоумия (или цифровой деменции) у детей и подростков.

Цифровое слабоумие – новая болезнь XX века, о которой заговорили около 10 лет назад. Речь идет о  деградации человека, выраженной зависимости от гаджетов. Цифровое слабоумие – это нарушение мозговой деятельности, влекущее за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств. Ввиду того, что первые девайсы современные дети получают в руки чуть ли не в младенческом возрасте, можно сделать вывод, что этот острый вопрос касается и дошкольных учреждений тоже.

Я считаю основной проблемой то, что у молодых родителей кроме отсутствия времени, отсутствуют еще и необходимые знания и навыки – чем и как занять ребенка, и, возможно, отсутствует желание эти знания приобрести. Поэтому считаю необходимой непрерывную просветительскую работу со стороны педагогов детского сада и взаимодействие с родителями на всех возможных уровнях.

Как показала практика, не более 10% родителей воспринимает в штыки просьбы сделать совместно с ребенком что-то дома (например, музыкальный инструмент). Большинство же довольно лояльно относятся к подобным «домашним заданиям». Также присутствует некая конкуренция – мамочки, хвалясь своими руками, стараются сделать что-то интереснее, ярче, необычнее. Немного раскрасить подобный конкурс помогла идея придумать необычные названия свежесозданным музыкальным инструментам. Некоторые использовали имена своих детей, но большинство пытались придумать что-то оригинальное, красивое, приятное на слух.

Анкетирование, которое я провожу среди родителей своих воспитанников, показывает, что около половины опрошенных не посещают со своими детьми детских музыкальных театров, не слушают детскую или классическую музыку, и имеют весьма смутное представление о фольклоре. Поэтому считаю необходимым музыкальное воспитание не только детей, но и их родителей всеми доступными методами. Использую для взаимодействия с родителями свой персональный сайт, социальные сети, по возможности провожу личные встречи-беседы, мастер-классы, музыкальные вечера. Система современного образования предполагает различные формы взаимодействия педагоги-дети-родители и требует равноценной отдачи от всех участников образовательных отношений.

К счастью, возможностей для развития и непрерывного обучения для педагогов сегодня великое множество. А значит, мы всегда будем искать и находить новые, интересные, подходящие именно нам, методы убеждения и просвещения не только детей, но и их родителей.

 

. . . . .