Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Газета, как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Дата публикации: 2021-02-15 18:56:22
Статью разместил(а):
Черенкова Алена Викторовна

Газета, как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Автор: Черенкова Алена Викторовна

МБДОУ ЦРР "Д/с "Золотая рыбка", г. Лобня

 

Аннотация: статья раскрывает сущность наглядно информационной формы взаимодействия с семьями воспитанников. Показана важность создания газеты для знакомства родителей воспитанников с целями, задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей дошкольного возраста и оказывания практической помощи семье в вопросах воспитания, развития и обучения.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, семья, взаимодействия с родителями, развитие ребенка, газета.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие между воспитателями и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.  Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Работа педагога зависит от того, какие отношения у него сложатся с родителями, насколько родители доверяют воспитателю, уважают его, прислушиваются к его мнению и советам. Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого недостаточно.

Несомненно, целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания значительно повышает его эффективность, при этом цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к педагогическим задачам, которые осуществляются в процессе работы с их детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

В образовательной программе ДОУ подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Такой эффективной наглядно информационной формой взаимодействия с семьями воспитанников может стать газета. Она знакомит родителей воспитанников с целями, задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей дошкольного возраста, способствуют преодолению негативных суждений о значении и функциях дошкольного образовательного учреждения, оказывают практическую помощь семье в вопросах воспитания, развития и обучения. Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Если обратиться к советским источникам, то, согласно ГОСТу — газета - «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, приспособленное к специфике данного периодического издания».

Родительская газета – новая форма взаимодействия ДОУ и семьи. Она появилась к концу ХХ века, когда стали доступными средства оргтехники. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, для родителей имеющиеся в каждой группе. Такие стенды создавались всегда и в практике чаще называются родительскими уголками. Они есть и сейчас. Принципиально отличие газеты состоит в том, что она ориентирована на конкретных родителей и детей. Авторами газеты являются воспитатели ДОУ.

Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:

- Возможность повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, непосредственно принимающих участие в издательской деятельности как формы обобщения и распространения передового педагогического опыта.

- Родители сами решают, что делать с той объективной информацией, которую предоставляют родителям специалисты ДОУ.

- Родители могут взять издание домой и изучить в удобное для них время. Или ознакомиться с изданием в электронном виде, отправленную педагогом на электронную почту родителей.

- На первой странице газеты находится логотип группы, название, номер, дата выпуска и анонс. Далее следуют рубрики и статьи к ним. Конкретное количество статей не предусмотрено.

Издание доступно всем родителям (законным представителям), они могут прочитать свежий номер в группе в то время, когда ребенок одевается перед уходом домой, могут взять газету с собой и изучить ее в удобное время, а так же ознакомиться с текущим выпуском в электронном варианте на сайте ДОУ и в личной почте.

Благодаря такой форме работы с родителями реализовывается их право на участие в жизни детского сада, предоставляется возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде ДОУ, проблемах, успехах, достижениях.

Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

Особенности газет, с учетом разработки издания для родителей дошкольников:

Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;

Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек;

Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику, ежемесячные выпуски более эффективны в дошкольных учреждениях.

Выпуск газеты – дело непростое, оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; следует научиться преподносить факты о такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.

Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков. Она является эффективной формой педагогического информирования родителей.

 

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

3. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. – М.: 1979. – 240 с.

4. Мухина В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

 

. . . . .