Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков Марблс

Дата публикации: 2021-02-11 17:49:12
Статью разместил(а):
Крупник Наталья Леонидовна

Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков Марблс

Автор: Крупник Наталья Леонидовна

ГБОУ "Школа 629", г. Москва

 

Ключевые слова: сенсорное восприятие, виды активности, становле­ние психических функций, развитие мышления.

Раннее детство — особый период развития ребенка. Этот пе­риод важен для созревания и формирования организма малыша и становления его психических функций. В этот период необ­ходимо создать оптимальные условия для включения малыша в разные виды активности. В решении данной задачи эффективно использовать разноцветные шарики марблс, они позволяют при­влечь ребенка и решать задачи его сенсомоторного развития.

Цветные глиняные шарики марблс использовали в древности для игры детей. Сегодня их называют марблс (мраморные), и сде­ланы они из глины.

Период раннего дошкольного детства является периодом ин­тенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значи­тельной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания малышей. Поведение и сознание малы­шей этого возраста целиком определяются восприятием. Мышле­ние ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер, ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что нахо­дится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также со­средоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов до­машнего обихода. Но восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Помочь узнать все, что окружает малыша, по­могают разные образовательные предметы. Камешки марблс по­зволяют эффективно организовать игры с детьми по сенсорному развитию.

Достопримечательностью этого материала являются их фак­тура, устойчивость при манипулировании, выполнении элемен­тарных действий с ними, они удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Наиболее удобны для захватывания плоские камешки разме­ром не менее 2 и не более 3,5 см, что соответствует размерам ла­дони малыша. Разница между большими и маленькими предме­тами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина предметов — 1 см.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине камеш­ки марблс имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

В повседневной жизни детям надо давать возможность на­блюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать кра­соту и гармонию мира.

Наиболее любимы детьми такие игры с камешками марблс и цветным грунтом, как «Прятки» (использование сухого бассейна), «Спасатели», «Бусы для мамы», «Сортировка камешков по цвету», «Наведем порядок» (сортировка по форме, величине), «Угостим гостей» и т.д.

«Сухой бассейн» — мы предлагаем малышам опустить ручки в емкость, наполненную камешками, и почувствовать — какие они, камешки: прохладные, гладкие; рассмотреть их — какие они: кру­глые, разного цвета. Затем предлагаем зажать много камешков в кулачке (формируем кулачковый захват) и обратить внимание ма­лышей, что камешков у них в кулачке много и т. д. Затем предлага­ем поискать в камешках мелкие игрушки-сюрпризы для развития тактильной чувствительности и координации руки. Малышам нравится эта игра, их радуют разноцветие камешков, тактильные ощущения и сюрпризные моменты.

«Спрячем животных от волка» — в игре мы раздаем малышам по животному и предлагаем закрыть их камешками одного цвета. Показываем малышам камешки, учим захватывать всеми паль­чиками (щипковый прием), а затем предлагаем по образцу най­ти такие же камешки и положить их вокруг животного. Эта игра очень нравится малышам, она вызывает у них бурю положитель­ных эмоций. К середине года малыши отлично ориентируются в цвете и прекрасно владеют приемом захвата камешка.

«Угостим мишку и зайку печеньем» — показываем малышам мишку и зайца, сидящих за столом.

Кладём ёмкость с квадратными  и круглыми камешками, показываем малышам захватывание камешка двумя пальчиками, большим и указательным (пинцет­ный захват). Угощаем мишку квадратным печеньем, зайца — кру­глым, затем предлагаем по образцу найти такие же камешки, взять их двумя пальчиками и угостить зверей. Дети с большим удоволь­ствием раскладывают камешки по тарелочкам, их привлекают яр­кость и гладкость камешков.

Яркие, приятные на ощупь разноцветные имеющие разные размеры и текстуру камешки помогают формировать игровые действия малышей.

В течение всего учебного года при целенаправленном сенсор­ном воспитании у детей наблюдается положительное отношение к действиям с камешками разной величины, формы, цвета. Они подолгу манипулируют ими, рассматривают, ощупывают, пере­кладывают их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

В процессе игр-занятий с камешками марблс у детей оказы­ваются сформированными приемы прикладывания, сравнива­ния, сопоставления цвета, формы, величины.

В результате систематических игр с камешками марблс и цветным грунтом у детей раннего возраста оказываются сфор­мированными умения и навыки, свидетельствующие о соответ­ствующем уровне развития восприятия: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических дей­ствий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех раз­новидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика. Дети:

— проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

— способны целенаправленно наблюдать за объектами орга­низованного восприятия;

— умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

— любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра — стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавли­вать закономерности, принимать самостоятельное решение; раз­вивается и познает мир.

Работа с камешками марблс заключает в себе большие воз­можности: она удовлетворяет познавательную активность детей, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность дети познают окружаю­щий мир, учатся общаться и осознавать себя как личность. К тому же необыкновенные камешки любопытны детям как игра с неиз­вестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, вол­шебства, ожидания чуда — а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.

Актуальность. Сенсомоторное развитие составляет фунда­мент общего умственного развития детей раннего дошкольного возраста. Оно направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания дей­ствительности.

Сенсомоторные игры являются составной частью развития математических способностей детей раннего дошкольного воз­раста, их восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в про­странстве) и развития моторной сферы.

Мы хотим поделиться инновационной, интересной и полезной игрой для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики рук с применением марблс и цветного грунта, что, в свою очередь, хорошо воздействует на кору головного мозга, отвечающую за речь.

Мы работаем с детьми раннего дошкольного возраста 1,5—3 лет, так как дети очень маленькие, они нуждаются в ярких игрушках, ярких эмоциях и пособиях. Именно на мотивацию де­тей и направлена инновационная технология «Марблс». Пособие яркое, что немаловажно для данного возраста, приятное на ощупь, оно вызывает у детей бурю положительных эмоций и восторга. Применение камушков марблс и цветного грунта — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Данная технология направлена на:

— развитие начального математического представления (цве­товосприятие, цветоразличение, понятия величины, количества, формы, ритма и т.д.);

знакомство детей с классификацией предметов;

— развитие мелкой моторики и координации рук;

— формирование и закрепление правильного захвата ка-мешка;

— обогащение словаря;

— развитие познавательной сферы;

— развитие коммуникативности;

— развитие усидчивости;

— воспитание положительного эмоционального настроя;

— развитие ориентировки на плоскости;

— развитие внимания и памяти.

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития и к тому же многогранный материал для множества маленьких за­тей.

Камешки марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звезд­ную пыль, янтарь и каплю воды.

Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мел­кую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику детей. Даже простое перебирание камешков, рассматри­вание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и урав­новешенным, воспитывает любознательность.

Камни используются как стимулирующий материал для свобод­ных ассоциаций детей. Использование метода активного вообра­жения позволяет выявить возможные направления работы, про­яснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.

Работа с камешками предоставляет пространство для твор­чества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения не­гативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3–5 человек) или индивидуально.

Наши малыши с большим удовольствием играют с камешка­ми, не замечая, что идет процесс развития и обучения.

Камешки Марблс у нас есть в форме звездочек, сердечек, грибочков, листоч­ков, цветочков, есть овальные, круглые, квадратные и даже ка­пельки. Также есть цветной крупный грунт.

Работу с камешками Марблс и цветным грунтом мы срав­ниваем с праздником. Детей радует великолепие ярких красок. Данную технологию мы успешно используем 2 года и постоянно пополняем свою мастерскую новыми камушками-стекляшками и методическими пособиями. У нас накоплены карточки с гео­метрическими фигурами, зигзагами, спиральками, картинками, всевозможными пособиями и т.д.

Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков — шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.

 

. . . . .