Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-02-01 20:18:15
Статью разместил(а):
Стоволосова Ольга Александровна

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Автор: Стоволосова Ольга Александровна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 46», г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема развития творческой речи у детей через развитие познавательных и личностных особенностей дошкольника.

 

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

В этом возрасте ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции, начинается освоение ребенком формы монолога. По мнению О.С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями.

Развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, создают условия для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности.

В связи с этим перед воспитателем стоят следующие задачи:

Младший возраст - способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно-речевой деятельности с элементами творчества.

Средний возраст - развитие творческих проявлений и воображения в художественно-речевой и игровой деятельности; учить комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа. Воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний.

Старший возраст - развитие детской самостоятельности и инициативы в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй, используя методы фантастической аналогии, ассоциации, решение проблемной ситуации.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение составлению сравнений начинают с 3-летнего возраста. Специально подобранные упражнения, дидактические игры применяют в совместной и индивидуальной работе с детьми.

Модель составления сравнений:

- Название объекта

- Обозначение его признака

- Определить значение этого признака

- Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте

Младший возраст.

Про кого я говорю? Узнай по описанию.

Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени.

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета

Кто больше увидит и назовет? Какая это игрушка?

Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов

Кто больше слов скажет? По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи.

Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера.

Кто что умеет делать? Дети по картинкам говорят, что любят делать животные.

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Старший возраст

Дидактическая игра: Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет. Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния.

Дидактическая игра: Какой это человек? 

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам) 

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными 

Составление загадок.

Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а также уровень творческого мышления. Обогащается словарь детей, расширяется представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Игры на развитие фантазии и речевого творчества.

Игра «Увеличение - уменьшение".

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

- О чем думает ваша обувь?

- О чем думает мебель?

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Подарок».

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, чтобы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т.д.

Игра «Обними невиданное животное».

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Буквы и цифры в рисунках».

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

Игра «Обведи свою ладонь и оживи» 

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую–либо картинку.

Игра «Несуществующее животное». 

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного, например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Игра в стихи. 

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

Все вышеуказанные игры помогают: 

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

- обогатить словарный запас

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Детям очень нравятся театрализованные игры и игры-драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даем сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх. («Салат из сказок» - в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей);

Придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам:

«Старая сказка на новый лад» - придумай сказку, в которой лиса не смогла съесть колобка;

- придумай сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох; Рассказывание старой сказки по-новому помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая. А ведь иногда полезно сломать стереотипы. Например, за основу берется знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. («Предположим, семеро козлят – злые и капризные, убегают в лес, а волк помогает козе их найти»);

Для развития речевого творчества необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, сочинять сказки, загадки, чтобы они получали удовлетворение от всей работы. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, сказки удивительными, загадки необычными

Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

 

Литература:

1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

2. Сборник игр и упражнений. / Сост. Е.А.Рябухина. - Ревда, 2016.

3. Игры на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. - Ревда, 2016.

4. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, № 8, 2008, -С. 20–23

5. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

6. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание. – 1990г. №7,1990г. №12, 1991г. №6,

7. Чуева И.Г., Сасина З.М. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 77-79.

 

. . . . .