Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие произвольной регуляции у дошкольников как условие подготовки к обучению в школе

Дата публикации: 2021-01-11 16:40:15
Статью разместил(а):
Чуксина Екатерина Сергеевна

Развитие произвольной регуляции у дошкольников как условие подготовки к обучению в школе

Автор: Чуксина Екатерина Сергеевна

МКДОУ «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра, Калужская область

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста как необходимое условие их подготовки к школьному обучению.

Ключевые слова: произвольная регуляция, саморегуляция, регулятивная компетентность, регуляторные способности.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Весь период  жизни дошкольника со всеми его воспитательными воздействиями со стороны взрослых – это время поступательного, последовательного и целенаправленного формирования и развития в ребенке качеств и умений, необходимых для успешного обучения в школе. Многие известные педагоги советовали еще до начала школьного обучения готовить ребенка к обучению в школе, развивая  основные качества и умения, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал.

Проблема подготовки к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с новой парадигмой современной системы образования – компетентностной, смысл которой  заключается в оценке качества образования по его результатам – совокупности освоенных обучающимися компетенций как способностей самостоятельно применять полученные в образовательной организации знания, умения и навыки.

Одной из такой компетенций (или целевым ориентиром) в дошкольном детстве должна стать способность будущего школьника «к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдении правил поведения».

В школе характеру и воле ребёнка предстоят большие испытания. Поведение ребёнка должно соответствовать определенным требованиям: действия, поступки, эмоции, желания должны строго контролироваться им самим. Данная компетентность, которую в школе чаще называют регулятивной, связана, прежде всего, с уровнем развития волевой (или произвольной) сферы будущего школьника, значительная основа которой закладывается в дошкольном детстве.

Проблема развития и формирования волевой сферы являлась предметом изучения отечественных и зарубежных учёных на протяжении многих лет. Волевое воспитание и развитие является основой, на которой строится личность человека.  Л.С. Выготский писал, что  «развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами». Важную роль в воспитании волевых качеств у ребёнка играет личный пример взрослого и требования коллектива. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребёнок с раннего детства учится сознательно регулировать свое поведение и эмоции, вырабатывает в себе волевые качества (целеустремлённость, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержку, дисциплинированность), характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учёбы и труда.

В настоящее время в психологии саморегуляции человеческого поведения под регуляцией психической деятельности в широком смысле слова понимается управление, оптимизация процессов, связанных с ее выполнением. В концепции «нормативной ситуации» Н.Е. Вераксы регуляция поведения и деятельности рассматривается как регуляторные способности, которые становятся для ребенка особой задачей развития, требующей освоения специальных средств и действий.

Регуляторные способности могут функционировать на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональный уровень актуализируется при переходе от одной ситуации к другой, когда  за счет возникающего чувства напряжения появляется эмоциональный образ, носящий определённую эмоциональную окраску. Характер эмоционального образа зависит от того, как ребёнок принимает ситуацию, в которой он оказался. Если эмоциональный образ имеет положительную окраску, то он позволяет ребёнку «войти» в нормативную ситуацию и начать выполнять предписанные ею правила. Если возникающий эмоциональный образ  имеет отрицательную окраску, то ребёнок может отказаться от выполнения правил в конкретной ситуации  на фоне отрицательного переживания. Регуляция поведения дошкольников в большей степени происходит именно на эмоциональном уровне. Поэтому развитие эмоциональной регуляции заключается в создании у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов, которые позволят ему в создавшейся ситуации  выполнять предписанные правила.

Произвольная регуляция выражается в сознательном выполнении правил, действующих в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным побуждениям. Она предполагает сознательное удерживание себя в нормативной ситуации путём принятия существующих в ней правил и способа поведения («действуй по правилам»). Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности. По данным нейрофизиологических исследований полноценная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Слабое развитие произвольности сильно затрудняет обучение ребёнка в школе. Поэтому развитие элементов произвольного поведения нужно начинать в дошкольном возрасте путем выполнения доступных ребёнку видов деятельности (игра, конструирование, действия с предметами и т.д.).

Важно, чтобы способ выполнения деятельности, правила поведения и действий с предметами становились специальной задачей для воспитывающего ребёнка взрослого. Правила взрослый может предлагать ребёнку в разных формах: в виде собственного поведения, выступающего в качестве образца, в виде словесной инструкции, в виде различных образных средств (картинок, знаков, схем).

В детской психологии, изучающей психические закономерности развития ребёнка, саморегуляция рассматривается как «процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам».       

Формирование и развитие процесса саморегуляции в дошкольный период проходит несколько этапов.

В раннем детстве у ребёнка впервые складываются действия, которые уже можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании, конструировании ребёнок начинает действовать намеренно: ставить перед собой определённую цель и затем выполнять действия, направленные для её достижения. Однако степень произвольного управления у ребёнка данного возраста очень ограничена. Он не способен долго удерживать цель, меняет ее под влиянием впечатлений и часто  меняющегося эмоционального состояния. В раннем возрасте у ребёнка появляются попытки сдерживать свои желания под влиянием настойчивых указаний взрослых. Внимание у детей раннего возраста полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением своих действий отсутствует.

В дошкольном возрасте происходит начальное становление волевого (произвольного) действия. Ребёнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие - предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Возможности саморегуляции в данный период возрастают, однако более сложные и длительные произвольные действия еще представляют для детей значительную трудность. В первой половине дошкольного детства на выполнение детьми произвольных, целенаправленных  действий впервые начинают влиять успехи и неудачи при выполнении заданий. Младшие дошкольники плохо оценивают результаты своих действий, и неудача их, как правило, не огорчает.

В среднем дошкольном возрасте положение меняется: неудачи лишают детей желания продолжать действие, успехи, наоборот, порождают стремление доводить дело до конца. Установление связей между целями, подчинение одного действия другому,  как важная сторона развития саморегуляции поведения и воли ребенка в целом, только начинает складываться в первой половине дошкольного детства. Дети еще не способны длительное время подчинять свое поведение правилам, указанным взрослыми. Внимание все ещё остаётся непроизвольным. Однако его устойчивость существенно возрастает. Дети могут подолгу заниматься привлекательным для них делом, не отвлекаясь и не переключаясь на другие занятия. Активное развитие речи позволяет малышу учиться руководить собственными действиями, контролировать их, напоминать себе, что и для чего он делает.

В старшем дошкольном возрасте в развитии саморегуляции ребёнка происходят значительные изменения. В первую очередь это связано с большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетно-ролевых игр, которые дети начинают планировать сначала при помощи взрослого, а затем самостоятельно, договариваясь о теме игры, распределении ролей, выборе игрового материала. Большое значение приобретают игры с правилами. Их основной смысл сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Именно старшие дошкольники подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре.

Трудовые задания в этот период приобретают новый смысл, поскольку дети осознают их значение, распределяют обязанности, могут следить за качеством работы каждого и стремятся получить конкретный результат. Действия старших дошкольников становятся более целенаправленными, чем раньше.

Основой развития произвольности старших дошкольников становится возникающее в этом возрасте соподчинение мотивов. Оно состоит в том, что мотивы, побуждающие ребёнка к деятельности, приобретают для него разное значение. Среди них выделяются главные, ведущие, а другие отходят на второй план. Это придает поведению ребёнка определенную цельность: оно меньше зависит от ситуации, поскольку ребёнок начинает руководствоваться наиболее важными для него мотивами, сдерживать ситуативно возникающие желания.

Старшие дошкольники существенно продвигаются в установлении связей между отдаленными и более близкими целями, которое проявляется в возникновении элементарного планирования – установлении последовательности достижения целей в игре, рисовании, конструировании и других видах деятельности.

Словесное управление действиями становится более систематическим и осуществляется с помощью внутренней речи – про себя. Такое  управление действиями дает ребенку возможность удерживать и выполнять правила как в играх, так и в несложных учебных и трудовых действиях.

Старший дошкольник впервые начинает овладевать произвольным вниманием – намеренным контролем за правильностью выполнений действий, их соответствием правилу и образцу. К этому он подготовлен развитием речевого управления поведением и тем контролем, который осуществляют за его действиями взрослые. Внешние проявления произвольного внимания состоят в том, что ребёнок может теперь, не отвлекаясь, выполнять задания взрослых и при этом старается не допускать ошибок, а если допускает, он сам замечает их и исправляет. Может он внимательно выслушивать указания и объяснения, стараясь понять их ничего не упустить, внимательно рассматривать предметы и их изображения, последовательно переходя от одной части к другой. Значительную роль в развитии произвольного внимания играет выполнение детьми совместных заданий, при котором каждый ребенок контролирует правильность своих собственных действий.

Несмотря на то, что для любого ребёнка дошкольного возраста сколько-нибудь длительное напряжение произвольного внимания представляет собой большие трудности и бывает утомительным, саморегуляцию поведения необходимо формировать и развивать посредством игр, приучения к труду, выполнения обязанностей. И главная ответственность за это лежит на взрослых, которые создают вокруг дошкольника соответствующую воспитательную среду, способствующую развитию такой  саморегуляции поведения, которая необходима для успешного обучения в школе.

 

Список литературы:

1. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008.

2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 2004.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.

5. Вестник социально гуманитарного образования и науки. 2014, №4, стр.35. Дектерёв В.А.; Трибунская В.А.

6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. 2010. №3. С.47-56.

 

. . . . .