Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Играем в математику в детском саду

Дата публикации: 2020-11-29 19:29:14
Статью разместил(а):
Шумилова Анна Алексеевна

Играем в математику в детском саду

Автор: Шумилова Анна Алексеевна

МДОУ "Детский сад № 68 "Ромашка", г. Люберцы

 

Аннотация: В данной статье я описала свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, посредством игровых технологий.

Ключевые слова: математика, игра, дошкольник.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Математика одна из немногих дисциплин, которая охватывает разные стороны личности детей. В процессе формирования элементарных математических представлений и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление.

Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия.

Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Маленькому ребенку после года сложно усидеть на одном месте, и тем более долго сосредоточенно что-то делать. Поэтому занятия-игры должны быть максимально яркие и не продолжительные по времени.

Многим родителям, кажется, что ребенок бегает и не видит ничего вокруг. Однако это  не так. Маленький непоседа замечает все малейшие детали в комнате и их изменения. Особенность детского восприятия такова, что в его поле попадает очень многое из окружающей среды, причем происходит это в основном неосознанно.

Создание «правильного» восприятие фона, поможет развить у ребенка математические способности. Распечатайте небольшие карточки с цифрами (цифра должна быть жирной и яркой). Такие карточки можно развесить в детской комнате по стенам, мебели и шторам. Юный математик будет периодически смотреть на картинки, и запоминать образ цифры.

Освоение математики в раннем возрасте начинается с себя. Ребёнок любит разглядывать и обсуждать себя, своё тело. А взрослый может спросить: «Где у тебя ноги?», ребёнок покажет, а взрослый скажет: «У Саши две ноги!» и может добавить: «Вот одна и вот вторая». Так просмотрите всё и пересчитайте.

Маленький ребенок осваивает математику с помощью сказок, стишков. Ведь именно в сказках ребенок закрепляет основные понятия, такие как один — много, большой — маленький, длинный — короткий и т. д. Предложите ребенку прочитать сказку «Три медведя», а заодно вооружитесь карандашами и бумагой. Когда речь заходит о количестве и сравнении (три стула, три тарелки; большой, поменьше, совсем маленький), рисуйте соответствующие кружочки. Наглядный пример — самое лучшее объяснение. Также во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).

Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришёл в гости к пальцам правой — и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришёл ещё один, и их стало семь и т. д.

Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, когда дети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц, человека и другие предметы. Когда ребёнок рисует, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине. Пусть ребенок в жизни, в быту употребляет такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще - тоньше.

Существует много игр для изучения математики. Например, игра с помощью счетных палочек. Садитесь рядом с ребенком и выкладывайте из палочек различные фигурки: квадрат, треугольник, домик, деревце. Эта игра помогает ребенку выучить геометрические фигуры, познакомиться с цифрами. Можно вырезать из цветного картона круги и квадраты, перемешать их и предложить ребенку отобрать одни квадраты или фигуры одного цвета. Эта игра способствует ребенку классифицировать предметы.

Играя в строительные игры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет.

Наши детки познают мир и во время прогулки на улице. На прогулке каждая палочка и шишечка — уникальны и очень интересны. Пока ребенок рассматривает дары природы или занят их собирательством можно изучить порядковый счет.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра. Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты.

Обучающие пособия играют большую роль в воспитании и обучении детей. Пособия, как правило, яркие, красочные и короткие. В настоящее время пособия разделено на два вида: традиционные и современные (мультимедиа, видео-уроки). Традиционными пособиями можно назвать не только учебные пособия, но также пособия, которые можно сделать своими руками. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий мир, развиваются познавательные процессы: внимание, воображение, мышление, формируются представления о форме, цвете и величине, например, «Найди такой же», «Растеряшка», «Собери грибочки», игры с прищепками, игры с мозаикой.

В заключение можно сделать следующий вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это хорошо получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте чувство юмора.

 

Список литературы:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014г.

3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005г.

4. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008г.

5.  Черникова Е.Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007г.

 

. . . . .