Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств личности ребенка

Дата публикации: 2020-11-22 16:01:45
Статью разместил(а):
Петрякова Нина Николаевна

Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств ребенка в детском саду

Автор: Петрякова Нина Николаевна

МДОУ "Детский сад № 6 "Светлячок", г. Козьмодемьянск

 

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты.Это помогает ребенку познать жизнь ,формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, принимать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.                                                                                       

Художественнное произведение привлекает ребенка не только своей яркой формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевёртыши, небылицы, басни, пословицы и поговорки.

Свои первые шаги в осознании окружающего мира дети совершают под руководством взрослого. Им надо научить детей многому. И не только необходимым навыкам, но в первую очереть доброте, человечности, чуткости.

За собой можно повести ребенка, доказывая правоту своих взглядов собственным примером. Успех воспитательного процесса во многом зависит от того,насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. И в решении этой сложной проблемы книги для детей окажут неоценимую помощь. Они расскажут о той жизни, которой живут взрослые люди, покожут духовную красоту человека. Для детей эти рассказы звучат правдиво и убедительно еще и потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которых они встречают каждый день.

Взрослые заботятся о детях, кормят их, одевают, обувают, покупают игрушки, читают книжки, но не всегда видят, с каким вниманием малыш следит за ловкими руками папы. И если взрослый заметил эти проявления детского чувства гордости и любви, если вовремя  сумеет оценить и поддержать его, можно сказать с уверенностью: основа взаимопонимания между взрослым и ребенком уже есть. И обязательно детям нужны книги, где чувства эти были бы выражены в простых и ярких художественных образах.

Например: С. Могилевская "Мой папа волшебник". В рассказе, что бы не сказал папа, всё исполняется. Папа всё знает и умеет - с ним весело и надежно. Папа - очень хороший человек.

Р. Ахмедов. Пропавшая река. Рассказ о гидростроителях, которые «повернули» реку в пустыню. Малыши гордятся тем, что папа сильный, а мама крвсивая, гордятся тем, что папа может обогреть весь город в зимнюю стужу. А мама – испечь такие торты, которыми любуются все. Гордятся всем. Что делают, умеют и любят их родители.

С Михалков. "А что у вас?" ...  Мамы разные нужны, Мамы всякие важны.

Нужно довести, что любимое дело, любимая профессия делают человека счастливым, и чтобы дети поверили, что труд для человека - счастье, а люди труда достойны уважения и подражания.

Н. Григорьев. "Дядя Русаков и мальчики".

Н. Поляков. "За что спасибо маме говорят".

И. Дворкин. "Хозяин зубастой машины" и т.п.

Сила воздействия таких рассказов безгранична. И самое главное, они пробуждают у детей уверенность, что иначе и быть не может. 

Детские книги - необходимые советчики во всем многообразном и сложном процесе воспитания детей. Есть книги, в которых маленькие читатели видят себя какбы со стороны. Эти соотнесения себя со сверстниками-литературными героями - помогают малышам задуматься - «Какой я?», а взрослым - выразить свои педагогические требования в образной, художественной форме, которая больше понятна и близка малышам, чем прямое назидание и поучение.

Стихотворение Я. Акима «Неумейка» лучше всяких угроз и наставлений действует на ленивого, неумелого малыша. А прекрасные «Рассказы для детей» М. Зощенко, несомненно, ребенок запомнит. Как нелепо выглядят герои этих рассказов, и постараются не быть похожими на них. Самостоятельность, смелость, доброта, честность, любовь к труду. Умение помогать другим - главное в рассказах М. Зощенко. Эти же качества - главная ценность и в рассказах В. Осеевой «Хорошее», «Синие листья» и др.

В стихотворении А. Барто «Вовка-добрая душа» рассказывается о маленьком, добром человечке, который очень похож на всех малышей. А малыши, глядя на него, могут захотеть стать похожими на него. Все упомянутые произведения побуждают детей делать только хорошее. Дети в рассказах живые и искренние, они выражают свои мысли и чувства. В них дети способны на настоящие переживания и глубокое понимание мира. Свобода фантазии, способность к перевоплощению, умение мгновенно войти в роль - всё это не просто игра, не просто подражание взрослым. Это способ познания ребенком мира взрослых - верный способ испытать, испробовать, впервые постигнуть самые разные человеческие чувства.

Все люди разные, и у каждого свои увлечения, интересы. Мысли, чувства, желания. Одни плавят сталь или растят хлеб, другие - строят дома или учат детей, третьи летают в космос или изучают недра земли, четвертые пишут стихи или сочигяют музыку. Но каждый без исключения так или иначе непрерывными узами связан с природой. У каждого есть своя история, свой особый случай, когда эта связь проявилась особенно остро. У В. Бианки есть замечательные слова: «Растения и животные, леса и горы, моря, ветра, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами». Настолько богаче и счастливее жизнь людей, настолько они умеют слушать и слышать эти голоса, отвечать на них улыбкой, хорошим настроением, раздумьями.                           

В каждом рассказе, стихотворениями, сказке дети узнают новое, интересное, учатся строить взаимоотношения с любым живым существом, будь то жучок, паучок или бабочка. Рассказы В. Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?». «Чьи это ночи», сказка «Как муравьишка домой спешил», полны сведений о природе и естественной добротой, ненавязчивой поучительностью. «Карусель» И Токмаковой, «Ежонок Тимка и мышонок Невидимка» Н. Дуровой, «Гаечки» и «Лисичкин хлеб» М Пришвина, «Ночные колокольчики» Г. Снегирева, стихи Пушкина, Жуковского, Никитина, Есенина, Тютчева - все они  многие годы учат любить, беречь и охранять природу, относиться к  животным, как к братьям нашим меньшим. И всякое живое существо побуждает в ребенке добрые чувства и может преподать малышам настоящий урок доверия, преданности и верности.

Любопытство, естественный интерес к миру зарождается у детей при чтении  в группе произведений С. Маршака «Как печатается книга», Ф. Лева «Вертолет».К. Аропа «Еду, еду по свету» и А. Лельера «Шла машина по сугробу», М. Прокофьева и Г. Сапгира «Мой приятель светофор», «Под каменным небом». У них появляется желание быть геологом, машинистом, спелеологом, т.е. очутиться там, где интересно, где живут и работают красивые, добрые, ответственные, умные и дружные люди.

И все же самые неизгладимые впечатления оставляют у детей сказки. С раннего возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочнрго мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, кросочностью и яркостью мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений. В каждой сказке проложена граница между добром и злом-они находятся в извечной борьбе. В этой борьбе всегда побеждает добро. Вера в торжество добрых начал подкреплена временем. Поэтому так сильна сказка, поэтому дети верят ей. Если добрая девочка из сказки «Две сестры» падает в колододец и попадает к Бабе-Яге, даже Баба-Яга за труд и заботу награждает работящую сестру золотом, а ленивую сурово наказывает.

Очень важно для детей, что герой в сказке, олицетворяющий добро всегда прекраснен, он всегда защищает слабых. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказочная страна, как скатерть самобранка, которая выставляет все самое лучшее, что народ готов передать своему новому поколению.

Таким образом, чтение детям  художественной литературы имеет большое значение. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте  ребенок знал: книга - прежде всего, правдивый рассказ о жизни взрослых и советчик, как сделать эту жизнь достойной и счастливой. Знакомство с художественными произведениями должно высветить перед маленькими читателями самые интересные и важные стороны, заложить нравственные основы будущего жителя нашей планеты. До тех пор, пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания сказочного мира, до тех пор, пока сказочный способ мышления является основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами художественной литературы донести до сознания детей сложные, но самые главные принципы нравственности и морали.

 

. . . . .