Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дата публикации: 2020-10-09 10:16:19
Статью разместил(а):
Стырова Наталья Васильевна

Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Автор: Стырова Наталья Васильевна

МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления коррекционной работы  в дошкольной образовательной организации по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи (дизартрией).

Ключевые слова: трудовые умения, дизартрия.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Современный мир диктует необходимость пересмотра ценности труда и вместе с тем, воспитания трудолюбивой личности, которая будет стремиться к самоопределению и к самореализации в разных видах деятельности. Инициативный и трудолюбивый человек сможет обеспечить себе успех в работе и в жизни.

Педагогическую работу по формированию трудовых умений важно начинать с дошкольного возраста. Основные показатели трудовых умений (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в старшем дошкольном возрасте. Это подтверждают исследования Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.

У большинства дошкольников сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако при тщательном неврологическом обследовании детей, с нарушениями произносительной стороны речи (дизартрией) процесс формирования трудовых навыков протекает более медленно, по причине нарушения моторного развития. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и отражаются на состоянии общей моторики, что характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. К примеру, ребенок с дизартрией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неумело выполняет навыки самообслуживания.

У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Это сказывается в выполнении различных видов труда (ручной, хозяйственно – бытовой труд). Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей.

Воспитание трудовых умений у старших дошкольников с дизартрией является одной из важнейших задач детской образовательной организации. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом к выполнению деятельности, у них развиты такие качества личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и другие.

Трудовые умения у детей старшего дошкольного возраста сформируются при реализации трех этапов работы:

  • Познавательный этап предполагает получение знаний и представлений о трудолюбии на примере ознакомления с трудовой деятельностью. Характерным условием является наличие образца-ориентира взрослого как носителя трудовых умений, обладающего такими характеристиками, как действенность, личностный смысл и побудительная сила. На данном этапе рекомендуется проведение цикла занятий, бесед, дидактических игр, использование педагогических ситуаций, чтение художественной литературы, составление рассказов о профессиях взрослого и других. В ходе формирования трудовых качеств рекомендуется познакомить детей с художественными произведениями (С. Баруздин «Кто построил этот дом?», В. Маяковский «Кем быть?», С.Я. Маршак «Мастер-ломастер», С. А. Васильев «Труд портного», Ш. Перро «Золушка», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», армянской сказки «Заказчик и мастер», сербской сказки «Почему у месяца нет платья?»), в которых раскрывается значение труда, показывается их отношение к выполняемой работе и результату деятельности.
  • Мотивационно-потребностный этап предполагает формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к трудовой деятельности, желания оказывать взрослым помощь, узнавать об их труде. Приоритетным условием на данном этапе работы является формирование субъективной позиции ребенка в элементарной трудовой деятельности. Этому способствуют организация праздников, развлечений, экскурсий, цель которых заключается в формировании у детей интереса к труду.
  • Деятельностный этап способствует формированию у старших дошкольников практических умений и навыков в выборе инструментов, в их правильном использовании исходя из целей и содержания разных видов трудовой деятельности. Содержание данного этапа включает овладение ребёнком практическими навыками, совместно со взрослыми и сверстниками, выполнение трудовых поручений. Приоритетными условиями решения данных задач на данном этапе является индивидуально-дифференцированный подход в руководстве трудовой деятельностью дошкольников и создание предметно – развивающей среды.

Система педагогической коррекции формирует процесс алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с дизартрией и способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

В трудовом воспитании детей с нарушениями произносительной стороны речи важной задачей является закрепление навыков организации своей общей работы, умение готовить заранее всё необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их поверхность, приводить, в порядок рабочее место. Также решается задача формирования элементарных навыков планирования: умения намечать последовательность работы, распределить обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда. Воспитатель при этом формирует:

- положительные взаимоотношения между детьми;

- умение работать согласованно и дружно в коллективе;

- оказывать помощь друг другу;

- доброжелательно оценивать качество работы сверстников, и корректной форме делать замечания и давать советы.

Одним из видов трудового воспитания является - труд в природе, который имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность. Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

Одним из способов трудового воспитания детей с дизартрией являются разные виды дежурств в условиях образовательной организации. Формы организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей помогают решить вопросы развития трудовых умений и способствуют формированию у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

Основным видом труда ребенка дошкольного возраста является самообслуживание, которое требует несложной, но четкой организации. Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематизированному труду. Алгоритм последовательности процессов одевания, умывания, раздевания требует сосредоточенности и внимания.

Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, оказание помощи взрослым при организации режимных процессов.

Важное место в создании условий для труда детей является организация трудового уголка в группе. Всё оборудование должно соответствовать силам и росту детей, быть удобным, и иметь привлекательный внешний вид.  Для воспитания у детей аккуратности и бережного отношения к вещам необходимо организовать правильное хранение и расположение инвентаря. В старшем дошкольном возрасте для формирования трудовых навыков должны быть хорошо оборудованные уголки ручного труда, работа в которых всегда радует детей своими результатами.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что формируя трудовые умения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, необходимо учить ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат. Это способствует успешной подготовке детей к школе, адаптации к новому виду деятельности – учению, готовности к выполнению различных трудовых действий. Таким образом, трудолюбие является одним из ключевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. /Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987.
  2. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
  3. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания./ Ф.И.Иващенко. - Минск, 1988.
  4. Киселева Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм. - метод. пособие. / Л.В.Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

 

. . . . .