Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-10-02 22:48:04
Статью разместил(а):
Маринцева Антонина Ивановна

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Авторы: Данилова Ирина Ивановна

и Маринцева Антонина Ивановна

МДОУ "Детский сад № 6 "Белоснежка", г. Люберцы

 

Аннотация: Начиная с дошкольного возраста у ребенка уже закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным в его духовно-нравственном воспитании.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается актуальной. Духовно-нравственное воспитание подразумевает формирование ценностного отношения к жизни, которое в дальнейшем обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, сострадания и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

На сегодняшний день современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Каждый из нас понимает необходимость возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. 

23 января 2012 года на пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион выступил с докладом «Нравственные ценности и будущее человечества». «Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой». В статье аргументируется значение воспитания у подрастающего сегодня поколения духовно-нравственных ценностей, и значении духовно-нравственного воспитания на будущее человечества. «Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума - это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем».

Начиная с дошкольного возраста у ребенка уже закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для духовно-нравственного воспитания. В этот жизненный период времени происходит бурное накопление опыта – социального, нравственного, духовного. За первые семь лет жизни человек приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Этот возраст нельзя пропустить для становления очень важных представлений- представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В Законах Российской Федерации «Об образовании»  и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены вопросы духовно-нравственного воспитания.

Исходя из вышесказанного, важнейшей ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала ребенка дошкольника. Гармонично построенный педагогический процесс, основанный на культурных ценностях родного края, является одним из условий духовно-нравственного развития.

В наши дни все большее внимание уделяется ранней интеллектуализации ребенка, что в свою очередь не способствует его духовному развитию. Все накопленные знания могут оказаться бесполезными, если игнорировать воспитание души, духовно-нравственного развития маленького человека. В результате дети страдают эмоционально- волевой, духовной незрелостью.

Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». 

Нельзя воспитать полноценного человека, когда он лишен знаний о традициях своего народа, знаний своих корней. Мы можем сохранить прошлое лишь знакомя с традициями и обычаями своего народа, что в свою очередь помогает воспитывать любовь к культуре, истории. Ознакомление детей с русским народным творчеством, с народной культурой, фольклором формирует общую духовную культуру ребенка, раскрывает творческие способности детей, а также положительно влияет на эстетическое развитие.

Решающим значением в становлении основ личности является правильно организованное воспитание, грамотно организованный процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Развитие духовно- нравственные основ, основ самосознания и индивидуальности ребенка помогает приобщение его с первых лет жизни к культуре, общечеловеческим ценностям.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по духовно- нравственному воспитанию ребенка особенно актуален в наши дни. Необходимо создавать условия для совместной творческой деятельности. Одним из таких условий может быть участие детей, родителей и педагогов в творческих мероприятиях. Все это способствует формированию положительного отношения друг к другу.

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга.

В воспитании у детей духовно- нравственных чувств огромную роль играет знакомство с православными праздниками, традициями и обычаями, которые передавались из поколения в поколения. Нельзя заглушать, подавлять то, что зреет благодатного в душе ребенка, а надо помогать раскрываться. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры национального самосознания. Роль ДОУ состоит не в навязывании веры, а в содействии целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья. 

Воспитывая у детей чувства любви к культуре своего народа, необходимо формировать такие чувства как толерантность уважение к другим народам, к их традициям.

Загадочность, красочность, насыщенность православного праздника сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовно-нравственные ценности.

 

Список  литературы:

1. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск: Педагогика, 2014.-268с.

2. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Русский дом, 2012.-250с.

3. Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 2015. - №9. - С. 38-43.

4. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.- М.: Аркти, 2013.-142с.

5. Младенчество, детство — народная мудрость — жизнь человека в русском фольклоре. - М.: Художественная литература, 2010.-280с 

 

. . . . .