Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

Дата публикации: 2020-09-28 20:07:32
Статью разместил(а):
Данилова Вера Владимировна

Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

Автор: Саратовская Ольга Владимировна

 

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Как же мы можем помочь нашему ребенку?

Необходимо, начиная с первых лет жизни ребенка, активно развивать осязание и мелкую моторику.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности?

Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Вместе с тем, как показывает практика, часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики, дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Прогулки.

Не держите своего ребенка запертым в четырех стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Гуляйте с ним, ходите в гости, выезжайте за город, водите ребенка в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живете сами и в котором предстоит жить ему.

Прогулки с вашим ребенком могут быть разными: просто во дворе возле дома или прогулка в парк, или еще куда-нибудь. Однако не должно быть прогулок бесцельных. Пусть каждая прогулка будет для вашего ребенка маленьким уроком.

Куда бы вы ни пришли с ребенком, обязательно познакомьте его с этим местом, особенно, если это место для него новое. Дайте возможность ребенку все обследовать руками, до всего дотронуться. Если это игровая площадка, то обойдите ее всю, покажите границы площадки, все предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке, а не только о том уголке, где вы предпочитаете с ним гулять. Помогите ему познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу. Покажите ему, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. Если необходимо, то поднимите ребенка на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов.

К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ваш ребенок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы ребенок чувствовал себя все свободней и свободней. Это воспитывает в нем уверенность в себе.

В дошкольном возрасте главным и направлением деятельности ребенка является игровая, то есть, играя, ребенок познает мир. Поэтому с первых дней жизни мы окружаем его игрушками, приобретаем игры.

Какие игры Вы можете поиграть с ребенком дома:

Тактильные дощечки. Взять несколько дощечек и обшить их тканью с разной тактильной поверхностью. На каждый вид ткани по две дощечки. Можно просто давать ребёнку в руки и говорить какие они - мягкие, шершавые, гладкие и т.д. Найди животное похожее на тактильную дощечку.

Массажёр. Хорошо крутить в руках и нажимать на выпуклые шарики, при этом они шуршат.

Коробка. Просто коробка из-под крема. Её можно просто крутить, пытаясь закрыть. Потом, можно собрать коробки с разными по размеру крышками; крышки у которых по-разному открываются - всё перемешать и просить ребёнка, подобрать крышку к коробке.

Подушечки с наполнением. Такие подушечки можно сделать самим. Внутри разное на ощупь наполнение: мука, орехи, горох, колокольчики. Можно и купить, подобные игрушки производит компания Астер-Класс.

Набор мячей. Мячи можно подобрать разные по форме и разные на ощупь. Можно давать ребёнку и объяснять, какой мячик он держит в руках- большой, гладкий, тяжёлый и т.д.

Розетка. Помните: «Всё, что может быть обследовано руками, надо давать слепому ребёнку для ознакомления». Розетку прикрепить к картонке (дощечке), подобрать разные вилки, учить ребенка втыкать и вынимать вилки.

Коробочки. Берёте спичечные коробки, обклеиваете их разными тканями и предлагаете ребёнку подобрать две одинаковые части коробочек, можно также прятать в них что-нибудь. 

Тетрис. Состав игрового материала. Планшет содержит рамки-вкладыши (элементы различной формы, 30 шт.). Игра фирмы Оксва. Мозаика БОЛЬШАЯ. Наклеиваем на фишки разный тактильный материал - разный для каждого цвета:

- просим сделать дорожку, как у мамы;

- поставить фишки в верхнем правом, левом углу по вертикали и горизонтали и т.д.

Нюхалки. Можно играть как в лото. То, что внутри и то что собственно и пахнет можно купить в магазине «Всё Для душа и для души». Упаковать в коробочки от Киндер-Сюрпризов.

Тактильные Ладошки. Игровое развивающее пособие состоит из 12 изображений ладошек, изготовленных из шести разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). При этом 6 “ладошек” помещены на фанерной панели по 3 в 2 ряда (размер панели 35х25х0,6), а 6 дублей тех же “ладошек” помещены на шести фанерных квадратах размером 11,5х11,5х0,6 каждый. Панель и квадраты помещены в деревянную коробку с крышкой – задвижкой.

Шершавый лабиринт. Тренирует чувствительность пальцев.

Книжка с тканью. Купите в магазине канцелярских товаров папку на кольцах (с арочным механизмом), соберите разные виды ткани и наклейте их на картон или просто прикрепите наподобие страничек в книжку. Карточки можно вытащить и прикрепить обратно.

Домино. Взять обычное детское домино и вместо картинок наклеить самый разный тактильный материал (монеты, колючие части от липучек и т.д.) Каждой костяшки по две штуки. Тоже можно давать для осязания (только не маленьким детям -им лучше дощечки), потом искать одинаковые. Деткам постарше можно сделать домино, где на костяшках будут по два тактильных материала и тогда уже играть как в обычное домино.

Домино объёмное. Покупаете обычные фишки домино – деревянные детские и наклеиваете объёмные геометрические фигуры. Цвет можно обозначить разным на ощупь тактильным материалом.

Домино объёмное 2. Это домино можно купить в магазине. Привожу, как пример, объёмного домино на распознавание геометрических фигур.

Лото СТЕЛЛАР. Лото пластмассовое цветное, фигурное. Фигурки укладываются в мешок и вынимаются по одной. Игрокам раздают карточки. Задача игроков: подобрать фигурки в соответствии с рисунками на карточках, учитывая цвет и форму. Победителем считается тот, кому удалось первым закрыть все рисунки (прорези) на карточках пластмассовыми фигурками.

Чудесный мешочек или коробочка. Сложить в коробку различные мелкие бытовые предметы и игрушки (шарик, кубик; ложка, чашка, блюдце из игрового набора и т.д.) Ребенок достает, обследует и называет.

Сортировка.  Дома можно раскладывать по коробочкам разные по фактуре или материалу, из которого сделаны, предметы:

- положи все деревянные игрушки в большую коробку, а металлические в маленькую;

- положи все твердые в круглую баночку, мягкие на тарелочку.

Крупы: фасоль, горох.

На улице сортировать различные камушки (большие и маленькие; круглые и овальные; гладкие и шершавые и т.д.).

 

. . . . .