Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-09-18 15:00:20
Статью разместил(а):
Шевцова Татьяна Михайловна

Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста

Автор: Шевцова Татьяна Михайловна

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

 

Аннотация: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие речи, нетрадиционные приёмы, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Технологии развития речи.

Традиционные: образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание и т.д.

Инновационные: формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видение мира, новое мышление.

Мнемотехника

Синквейн.

Техника друдлы.

Речевые игры.

Различные виды терапий (сказкотерапия, кляксотерапия и др.)

Метод оживления предметов.

Составление рассказов-фантазий (технология ТРИЗ)

Образовательная эвристика (когнитивные и креативные методы).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, развивает кругозор, развивает все стороны речи.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов.

Синквейн.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма.

Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Правила составления синквейна:

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно.

Техника друдлы.

Друдлы  – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.

Это черно-белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.

Нетрадиционные речевые игры:

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому часто используются речевые игры.

«Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.

Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Сочиняй-ка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

Сказкотерапия.

Задачи сказкотерапии:

Развитие слухового и зрительного внимания.

Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Развитие аналитических способностей.

Развитие фантазии и творческого воображения.

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.

Используются следующие виды работы над сказкой:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок)

«Что будет, если …?» (сюжет задаёт педагог)

«Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад)

«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры

 «Тематические сказки» (цветочные, ягодные и т.д.)

Кляксотерапия.

Педагог размешивает краски, капает на лист бумаги, дает пятну растечься. В получившейся фигуре каждый ребенок увидит что-то свое, о чем непременно поведает всему коллективу детей и воспитателю.

Задача педагога состоит в том, чтобы ребенок максимально образно рассказал о том, что он видит.

Метод оживления предметов.

Детям раздаются карточки с изображением различных предметов.

Педагог задает начальную фразу рассказа. Дети должны встать в нужной логической последовательности, чтобы получился связный текст, как бы оживляя образы на картинке.

Например:

У детей карточки с изображением мамы и папы, машины, яиц, колбасы и т.д.

Педагог говорит: «Однажды мама и папа решили испечь пирог, но продуктов дома не оказалось …»

Задача детей выстроить логическую цепочку и составить краткий рассказ при помощи себя и картинок.

Составление рассказов-фантазий.

Целью использования ТРИЗ-технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения. 

Цели обучения составлению рассказов-фантазий: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых прием фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Для обучения  составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник". 

1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).

3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

4. Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)

6. Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

Образовательная эвристика.

Образовательная эвристика акцентирована не только на становление воспитанника, но и на развитии всех компонентов его образовательной траектории.

Воспитанник ставит свои собственные образовательные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, чем обеспечивает личностную сущность и значимость, вариативность своего образования.

Методами эвристики являются когнитивные, креативные методы.

Когнитивные методы.

«Вживание (эмпатия)» – «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мыслительных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации: «Представь себе, что ты -  буква «А». Какая ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравится делать?»

«Образное видение» - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на букву «К», нарисовать, на что она похожа.

Креативные методы.

Метод придумывания – способ создания неизвестного ранее продукта. Предлагается сочинить  пословицу, рифму, сюжет и т.д.

Метод «Если бы …»: детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения.

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.

 

Список литературы: 

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.

2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2000г.

3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! М.«Баласс», 2000г.

4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004г.

5. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5, 2005г.

6. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание, 2004г.

7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед, 2008г.

 

. . . . .