Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников

Дата публикации: 2020-09-10 20:37:27
Статью разместил(а):
Логвинов Михаил Валерьвич

Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников

Автор: Логвинов Михаил Валерьевич

МБДОУ “Детский сад № 10″, г. Орёл

 

Аннотация. В статье описываются цели, задачи, принципы и виды здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, приводится описание работы с родителями и воспитателями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, профилактика плоскостопия, опорно-двигательный аппарат.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Как известно, у развивающегося дошкольника организма, осанка не остается всегда неизменной и может нарушаться при различных условиях. Очень сильно изменяется осанка в дошкольном возрасте, когда опорно-двигательный аппарат еще только развивается. Формирование осанки, является, главной задачей физического воспитания дошкольника. Этот процесс также связан с состоянием скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы. Увидеть возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению.

Поэтому нужно строго соблюдать гигиенический режим (обеспечение хорошей освещенности, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, режим сна и отдыха, полноценное питание, закаливание). Обязательно наблюдать за положением тела каждого ребенка, особенно при выполнения различных упражнений на занятий физической культуры. Только совместными  усилиями ДОО, семьи и медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Для правильного развития опорно-двигательного аппарата у дошкольников используют систему программ, методов, приемов, методов  организации образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Цели: соучастие физическому развитию; укрепление и поддержка здоровья; формирование правильной осанки, ее исправление; профилактика плоскостопия.

Задачи:

 — развивать физические качества (сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость), двигательные умения и навыки;

— формировать правильную осанку и свод стопы, укреплять мышечный корсет, желание самостоятельно заниматься упражнениями для профилактики заболевания опорно-двигательного аппарата;

— выработать силовую и общую выносливость мышц туловища; нормализовать начальный тонус мышц;

— познакомить с здоровым образом жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

— Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 

— Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. 

— Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения. 

Рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий для формирования опорно-двигательного аппарата.

Упражнения на формирование правильной осанки.

В формировании правильной осанки большую роль играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на животе, спине и др.

Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

Для формирования правильной осанки и профилактики е нарушения в процессе занятий физкультурой, утренней гимнастики и физкультминуток можно использовать: прогибание  спины с обручем или мячом в руках, наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания, стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны, вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх, лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьбу с удержанием на голове груза и сохранением правильной осанки и др.

Упражнения на равновесие.

Способность держать равновесие для многих не имеет никакой ценности, в отличие от повышения силы или увеличения массы. Действительно, для таких целей удержание баланса – трата лишних калорий, и только на первый взгляд вовсе бесполезная. В любом возрасте, независимо от занятий спортом, развитие равновесия дает много преимуществ для общей физической формы, даже здоровья и сохранения жизни. Дальше рассмотрим преимущества упражнений для баланса подробнее. 

Для формирования правильной осанки очень важны упражнения на равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, по гимнастической рейке, а также с инвентарем, который помогает контролировать правильность выполнения упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Немаловажное значение для воспитания правильной осанки имеет формирование навыка правильного дыхания, умения произвольно управлять им. Ритмичное дыхание в сочетании с эмоциональными факторами повышает работоспособность организма, ускоряет восстановительные процессы, нормализует кислородный режим. Дыхательная гимнастика влияет на многое в организме, от психического состояния до вегетососудистой системы, но необходимо правильно подобрать себе комплекс упражнений, для достижения максимального эффекта. 

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Наряду с хождением босиком в повседневной работе с детьми используют массаж стоп с по специализированного оборудования (корригирующие мощью и следовые дорожки, «кочки» и др.) и различные виды корригирующей ходьбы (на носках, пятках, внешних сторонах стоп с поджиманием пальцев ног и чередованием с обычной ходьбой).

Упражнения на релаксацию Использую в своей практике  упражнения на расслабление определенных частей тела.

Вместе с воспитателями и родителями воспитанников: проводим открытые мероприятия, открыты - занятия, консультации, готовим информационные стенды, пропагандируем здоровый образ жизни. Регулярное использование здоровье-сберегающих технологий, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, устраняет нарушения опорно-двигательного аппарата. Дошкольники  учатся управлять своим телом, у них развивается координация движения, суставы и мышцы становятся более эластичными и упругими . Формируются правильная осанка и уверенность в движениях. Осуществляется профилактика плоскостопия, простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшается настроение.

 

Литература: 

1. Горбатенко О.Ф, Кардаильская Т.А, Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, 2008.

2. Вареник Е.Н. – Физкультурное - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 

3. Громова С.П. Здоровый дошкольник. Калининград, 1997. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. М., 2007.

4. Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

 

. . . . .