Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2020-08-23 20:52:15
Статью разместил(а):
Русакова Елена Юрьевна

Особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Автор: Русакова Елена Юрьевна

МКДОУ "Детский сад № 77", г. Новосибирск 

 

Аннотация: В статье описаны особенности развития предикативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, приведены примеры неточного употребления слов, смысловых замен.

Ключевые слова: предикативный словарь, лексика, недоразвитие речи.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком.

Также развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой находится ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется словарь ребёнка. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а иногда и неуспеваемости.

Развитие словаря оказывает большое влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, для умения построить связное высказывание.

У детей 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом.

Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова.

Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.

Признаком лексических нарушений речи являются частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть неточное их употребление (санки - лыжи; кровать - диван; стул - кресло - табуретка; бегать - ходить - ползать) и свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов.

Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова.

Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.

В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д.

В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).

Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом.

 

Список литературы: 

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз.кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2007.

2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008.

3. Тулейкина М.М. Закономерности развития словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Екатеринбург– 2014.

4. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи . Концепт. – 2016.

5. Яшина К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР - СПб: Издательство – 2015.

 

. . . . .