Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-07-15 11:46:38
Статью разместил(а):
Михайлова Ирина Ирековна

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Михайлова Ирина Ирековна

и Третьякова Екатерина Балиуловна

ГБОУ «Школа № 2070», г. Москва

 

Аннотация: В статье описана профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, звуковой анализ и синтез, обучение грамоте, мелкая моторика, школьная мотивация.

Тематическая рубрика:  Дошкольное образование.

 

Преемственность дошкольной ступени и школьного образования в школе № 2070 является доброй традицией. В этом году перед нами, специалистами-дошкольниками, была поставлена задача, обратить особое внимание на профилактику нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

Письменная речь имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и формируется только в условиях целенаправленного обучения. Её механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических составляющих. Чтобы пользоваться письменной речью, ребенку необходимо приобрести ряд умений и навыков. Письмо предполагает осуществление точного, строго последовательного фонематического анализа слова и соотнесения выделенных звуков с соответствующими фонемами, т. е. выполнение фонематического обобщения. Затем фонемы должны быть обозначены строго определенными буквами. Письмо требует четкого огра­ничения друг от друга сходных фонем, прочного запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной последовательности.

Определенная часть детей при овладении грамотой испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны и своевременны.  К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность поздно. Потому необходимо подготовить ребёнка к обучению в первом классе.

Родители и педагоги часто объясняют трудности в обучении небрежностью, невнимательностью при письме, нежеланием учиться. Но препятствия для полноценного обучения зависят не только от воспитания, и генетических предпосылок, но и от степени готовности отдельных участков мозга к конкретным процессам, обеспечивающим чтение и письмо. Трудности в овладении данными процессами могут быть обусловлены как нарушениями звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития, так и дефицитом внимания, гиперактивностью, поведенческими моментами, снижением учебной мотивации, а также недостаточно развитыми зрительным или кинестетическим анализатором.

К счастью, у многих детей подобные нарушения нестойки и хорошо поддаются коррекции. Важно вовремя обратить на них внимание педагогов и провести профилактическую работу. В этой работе необходимо руководствоваться принципами комплексности, поэтапного формирования умственных действий, постепенного усложнения заданий с учётом «зоны ближайшего развития». Дошкольная ступень является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Работа по профилактике чтения и письма должна начинаться именно в дошкольном возрасте. Не всегда ребята, испытывающие трудности в усвоении той или иной образовательной области попадают в поле зрения специалистов дефектологов и логопедов. Поэтому работа по профилактике нарушений письменной речи во многом ложится на плечи воспитателей.

В начале учебного года педагогический коллектив школы № 2070 г. Москвы определил задачу интеллектуально подготовить ребёнка к переходу на школьную ступень образования и сформировать психические, моторные функции, речь, для успешной адаптации к школьному обучению.

Опираясь на исследования ведущих ученых, занимающихся изучением развития детской психики, таких как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.Е. Чиркина, которые доказали, что существует определенная зависимость между уровнем психического, моторного, речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, специалисты на образовательной площадке сформулировали направления работы. Чтобы хорошо читать и писать, у ребенка должна быть сформирована устная речь, фонематические процессы, пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, тонкие координированные движения пальцев рук. Также важным компонентом в этом процессе выступает сформированная потребность овладевать новыми знаниями – мотивация к учебной деятельности.

Для реализации данных задач специалисты разработали цикл семинаров - практикумов на тему: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста». Семинары состояли из несколько тематических консультаций специалистов (логопеда, дефектолога, педагога-психолога). Специалисты осветили все компоненты подготовки детей к овладению грамотой. После изучения и прорабатывания темы семинаров воспитатели закрепляли навыки и знания на мастерских по обмену опытом в формате обратной связи, где делились своими наработками и знаниями по темам. Учителями-логопедами были раскрыты следующие темы: «Развитие фонематических процессов у детей», «Формирование процессов звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой». Учитель – дефектолог организовала консультации на темы: «Развития зрительного восприятия дошкольника – залог успешного школьного обучения», «Ориентировка в пространстве – компонент общего развития и готовности детей к школьному обучению». Педагог – психолог затронула темы: «Детская мотивация: как работает и откуда берется», «Развитие графо- моторных навыков у дошкольников». Специалисты в форме наглядных презентаций и мастер – классов, активных дискуссии и обсуждений плодотворно проработали каждую тему семинара с педагогами образовательной площадки.

Поскольку самым эффективным методом решения любой образовательной задачи в дошкольном возрасте является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника, то по каждой теме воспитатели получили чек-листы с рекомендациями, с сериями дидактических игр и игровых упражнений.

Первое направление работы, которому было уделено внимание – это развитие фонематических процессов и звукового анализа и синтеза. Фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно. Фонематическое восприятие формируется в период от года до 4 лет.

Звуковой анализ формируется в более позднем возрасте и является второй ступенью этой работы. Он также представляет способность различить особенности и порядок звуков, но воспроизвести их в письменной форме. 

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. 

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. [8, c.3] 

Поэтому обучение звуковой культуре речи включает в себя:

1. Воспитание произносительной стороны речи (работа над звукопроизношением, речевым дыханием, дикцией, темпом речи, интонационной выразительностью).

2. Воспитание неречевого и речевого слуха (различение неречевых звуков, развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия).

3. Подготовка к обучению грамоте (обучение языковому анализу и синтезу на уровне предложения и слова; формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза).

В арсенале педагогов на сегодняшний день представлено достаточное количество дидактических игр, музыкальных и шумовых игрушек, наглядного материала, которые они могут использовать в своей практике. Очень важно проводить занятия регулярно, чтобы у ребят сформировались устойчивые навыки звукового анализа и синтеза.  Опираться в данном направлении работы следует на книги таких авторов, как Ткаченко Т.А., Левина Р.Е., Горецкий В.Г., Жукова Н.С. и др.

218 01

У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому планомерная работа по развитию графомоторных навыков должна начинаться в раннем возрасте, задолго до поступления в школу.

Задачи, которые необходимо реализовать в данном направлении, это: 

1. Формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).

2. Развитие зрительного анализа и синтеза (задания на ориентировку в пространстве и собственном теле, игры с условиями по выбору нужных направлений).

3. Обучение графическому навыку (различные техники рисования, задания по штриховке, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных фигур, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Вызывать интерес к графическим упражнениям необходимо посредством игровой формы. Задания подбирать таким образом, чтобы они позволяли постепенно, не перегружая ребенка развить у него графомоторный навык, достаточный для начала овладения письменной речью.

Отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим. Но младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый в ходе выполнения разных видов деятельности.

У детей 5-7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5-7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах, неплохо решают задачи на сравнение длины линий. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов. 

218 02

218 03

Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов.

1. Обучение детей ориентировке на себе. Здесь идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела, создают представления о пространственном расположении частей тела. На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле).

2. Учить определять пространственные направления: расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». А также пространственное расположение предметов по отношению друг к другу. На этом этапе создается представление детей о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке в направлениях. Необходимо учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направлении пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа –направо, слева – налево). Развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять изменять направления движения. Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, между, рядом, напротив, за, перед). 

3. Обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. 

На этом этапе детей учат анализировать и самостоятельно создавать простейшие пространственные построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений,  детей учат обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Для моделирования используют детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследуют детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализируют форму помещения и соотносят с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.

4. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. 

Этап проводится по следующим направлениям:

•      Обучение ориентировке по картинке – плану;

•      Знакомство детей с условными изображениями предметов;

•      Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;

•      Обучение детей самостоятельному составлению схем.

218 04

218 05

Для создания положительной мотивации ребенка к обучению можно выделить два основных пути:

1. Формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить через:

•       Одобрение со стороны педагога;

•       Вера родителей в своего ребенка;

•       Поощрение даже за самые маленькие достижения;

•       Поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.

В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу.

2. Осознания важности обучения. Дошкольнику подробно объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю.

Целесообразно использовать интегрированный подход и игровую мотивацию, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. 

Как показал наш семинар – практикум, подготовка детей к овладению чтением и письмом должна проводиться комплексно и систематически. Необходимо развивать психические и моторные функции ребенка, положительную мотивацию. Эта работа должна не заменять школьное обучение, а эффективно готовить к нему. Пусть маленький человек уверено шагнет на новую школьную ступень своего жизненного пути!

 

Литература:

1. Анипченко З.А.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /.- М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте/В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

3. Григорьева Л. П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников // Дефектология. 1984, №2.

4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

5. Кашканова, Л. З. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. З. Кашканова // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 336-339.

6. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: « Гном – пресс », « Новая школа », 1998. – 80 с.

7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Академия, 2002. – 190 с.

8. Семерикова В.Г. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2007. — № 5.

9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.

 

. . . . .