Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Система логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи

Дата публикации: 2020-06-04 14:03:32
Статью разместил(а):
Моргульчик Светлана Ефимовна

Система логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты

Автор: Моргульчик Светлана Ефимовна

ГБОУ «Школа им. Н.М. Карамзина», г. Москва

 

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игровую деятельность, следовательно, детям предлагают для подражания в игровой форме различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий: эмоционально-положительный фон, создаваемый в условиях сенсорной комнаты, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Ключевые слова: игровые технологии, логопедический тренинг, сенсорная комната, фонетическая ритмика.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Актуальность проекта.

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Перед логопедами встает задача поиска более эффективных методов и приемов организации работы по преодолению речевых нарушений.

В процессе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей созданы методы логотренинга и фонетической ритмики. Метод логотренинга разработан Ивановой Ю.В. Логотренинг – это система работы, которая ставит перед собой цель преодоления речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом, музыкой. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).  Занятия фонетической ритмикой и логотренингом помогают сформировать фонетически правильную речь.

Работая с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, я пришла к выводу, что для более эффективной коррекционной работы  необходимо объединить в систему эти два современных метода работы, кроме того я решила использовать средства сенсорной комнаты, которые позволяют создать благоприятную атмосферу для коррекции не только речевых нарушений, но общего психического развития, а так же для снятия эмоционального напряжения детей.

Я считаю, что такая комплексная работа решает большой круг задач (логопедических, психологических и общеразвивающих), встающих перед логопедами  в работе с детьми с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Принципы проекта: 

В своей практической деятельности я руководствуюсь специальными логопедическими принципами  и принципами работы в сенсорной комнате.

1) Принцип системного подхода предполагает комплексную работу по коррекции фонетической, просодической и лексико-грамматической сторон речи.

2) Принцип развития предполагает одновременное развитие речи с другими высшими психическими функциями: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

3) Деятельностный принцип: организация коррекционной работы на основе ведущей деятельности дошкольников – игры, а также отработка умений и навыков в совместной деятельности логопеда с детьми.

Цели проекта:

1) Разработка системы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей  методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты.

2) Совершенствование существующих методов работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи их адаптация к возможностям сенсорной комнаты.

3) Организация более эффективного взаимодействия логопеда и родителей путем проведения индивидуальных консультаций и тренингов по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей  методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты детского сада.

Задачи проекта:

1) Выявить детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2) Составить индивидуальные коррекционные планы логопедической работы на основе методов логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты .

3) Помочь детям в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты.

4) Воздействовать интерактивной средой сенсорной комнаты на формирование фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

 5) Помочь родителям выработать разнообразные навыки, которые им пригодятся в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

6)  Познакомить родителей с методами снятия эмоционального и мышечного напряжения во время занятий в сенсорной комнате и приемами психогимнастики.

Система работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты основана на системе специальных упражнений, сочетающих речь  и движение.

Занятия фонетической ритмикой и логотренингом помогут сформировать правильную речь. Регулярное проведение речевых занятий  с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики и логотренинга в условиях сенсорной комнаты показало, что:

1) уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

2) повышается речевая активность детей;

3) улучшается фонематический слух;

4) нормализуется речевое дыхание;

5) активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная  моторика и координация движений;

6) формируется умение изменять силу и высоту голоса.

Сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Сенсорная комната позволяет выполнять следующее процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:

1) релаксации, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2) стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

3) повышение психической активности  за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

4) развитие воображения и творческих способностей детей.  

Методика проведения логотренинга.

В современной логопедии одной из эффективных форм организации преодоления речевых нарушений является логотренинг. Логотренинг – это система работы, которая ставит перед собой цель преодоления речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом, музыкой. Занятия логотренингом способствует:

- формированию двигательных умений и навыков;

- развитию дыхания, моторных функций, слухового и зрительного внимания, памяти;

- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического восприятия;

- умению расслабляться, снять напряжение;

- формировать правильную артикуляцию звуков.

Организация занятий по логотренингу имеет свою специфику. Во время занятий логотренингом для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения в сенсорной комнате.

В процессе обучения и воспитания на занятиях по логотренингу используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость восприятия  двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов:

А) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движений или его отдельных двигательных элементов.

Б) тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных пособий.

В) наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений.

Словесные методы помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательное упражнение. Приемы:

А) краткое объяснение новых движений;

Б) беседа при введении новых упражнений;

В) вопросы занимающегося до выполнения им движения для осознания последовательности действия;

Г) команды, распоряжения, сигналы, требующие от логопеда различной интонации и динамики;

Д) Образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы. Игровой метод дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу. Соревновательный метод используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков.

Представленные занятия по логотренингу проводятся с детьми 4,5-7 лет, имеющими логопедическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Эти занятия проводятся регулярно, 3-5 раз в неделю, их продолжительность составляет 20-25 минут. Такая частота проведения объясняется необходимостью подготовки детей к автоматизации звуков (своеобразные логопедический «разогрев»), снятию напряжения и концентрации внимания детей. Следует подчеркнуть, что логотренинг должен заинтересовать детей и вызвать у них желание заниматься.

Занятия логотренингом могут частично или полностью использоваться в логопедических группах и массовых группах дошкольных образовательных учреждений.

Цели логотренинга: познакомить детей с органами артикуляции; развивать речевое дыхание, силу голоса; работать над просодическими компонентами речи; отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; уточнить и расширить словарь по различным лексическим темам, совершенствовать общую и мелкую моторику пальцев рук, обучить детей приемам самомассажа.

Оборудование, необходимое для проведения логотренинга:

Речевые палочки (пластмассовые палочки типа счетных), грецкие орехи, массажные ежики, карандаши с гранями, мячики-попрыгунчики, бельевые прищепки, демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, аудиозапись динамической паузы, ватные диски, индивидуальные зеркала, «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др.), резиновые игрушки или эспандеры, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Структура занятий по логотренингу

1. Организационный момент. Разучивание и выполнение движений по тексту стихотворений для концентрации внимания.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Пальчиковая гимнастика. Выполнение пальчиковых упражнений с предметами и без предметов.

4. Артикуляционная гимнастика. Знакомство с органами артикуляции, развитие речевого дыхания и силы голоса, отработка артикуляционных поз и движений.

5. Лексико-грамматические упражнения. Уточнение лексико-грамматических представлений по различным лексическим темам.

6. Динамическая пауза. Проведение релаксационных и психогимнастических упражнений средствами сенсорной комнаты, развитие общей моторики и снятие эмоционального напряжения.

7. Работа над силой голоса, темпом и ритмом речи.

Массаж самомассаж пальцев рук и мимических мышц лица.

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Суть метода: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, фраз и коротких текстов.

Обязательное условие занятий: эмоционально-положительный фон ,создаваемый в условиях сенсорной комнаты, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Рекомендации по проведению занятий с использованием  игровых упражнений на основе фонетической ритмики и логопедического тренинга в условиях сенсорной комнаты.

· Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 15 минут. Количество детей в подгруппе 3-4 человека.

· Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть логопеда и не мешать друг другу.

· Движения и речевой материал предварительно не выучиваются, упражнения проводятся по подражанию.

· Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с логопедом.

· Каждое упражнение повторяется 2-3 раза: сначала всей группой, а затем отдельными детьми. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе основное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений.

· Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от простых для произношения и переходя постепенно к более сложным: гласные звуки [а], [о], [э], [у], [ы]; согласные звуки [м], [н], [ф], [в], [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х], [с],[з],[ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р],[j].

· Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики и логопедического тренинга в условиях сенсорной комнаты показало:

1.      У детей улучшилось фонематическое восприятие.

2.      Активнее стали развиваться общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений.

3.      Нормализуется речевое дыхание.

4.      Сформировалось умение изменять силу и высоту голоса.

5.      Улучшилась ритмико-интонационная сторона речи.

6.       Уточняется артикуляция имеющихся звуков.

7.       Вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих.

8.      Создается база для успешной постановки звуков.

9.       Быстрее  протекает процесс автоматизации звуков.

10.   Повышается речевая активность детей.

Основные направления работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты:

1.      Знакомство детей с артикуляционными, пальчиковыми упражнениями и приемами логопедического массажа.

2.      Формирование представлений о звуках речи.

3.      Продолжение работы над просодическими компонентами речи.

4.      Уточнение лексико-грамматических представлений по различным лексическим темам.

5.      Обучение детей способам словообразования при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями по разным лексическим темам.

6.      Развитие слухового внимания и памяти.

7.      Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

8.      Развитие воображения и творческих способностей детей.

Этапы логопедической работы:

1.      Выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2.      Разработка индивидуального плана логопедической работы.

3.      Сбор информации о ребенке:

· История развития ребенка;

· Жалобы и опасения родителей;

· Медицинские диагнозы других специалистов.

4.      Обучение родителей специальным навыкам работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

- научить выполнять артикуляционные, пальчиковые упражнения и дыхательную гимнастику;

- познакомить с методами снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- обучать способам автоматизации и дифференциации поставленных звуков в речи детей;

- познакомить с методами развития детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности.

5.      Проведение круглого стола для родителей  по теме «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты».

6.      Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми и родителями.

Результаты работы.

В результате логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей методами логотренинга и фонетической ритмики речь детей значительно улучшилась:

·         Дети стали говорить четко, выразительно;

·         У детей снизилась тревожность, повысилась самооценка;

·         Совершенствовался фонематический слух;

·         Сформировался навык употребления категорий числа и лица глаголов настоящего времени;

·         Сформировалось умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;

·         Закрепился навык употребления в самостоятельной речи категории прошедшего времени у глаголов прошедшего времени;

·         Дети научились составлять предложения по демонстрации действий и объединять их в тексты;

·         Дети научились различению слов, близких по звуковому составу; определению Сформировалось умение составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать количеству слогов (гласных) в слове.

В итоге проведенной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи методами логотренинга и фонетической ритмики в условиях сенсорной комнаты мы получили следующие положительные результаты.

1.      У детей улучшается фонематическое восприятие.

2.      Активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений.

3.      Нормализуется речевое дыхание.

4.      Формируется умение изменять силу и высоту голоса.

5.      Улучшается ритмико-интонационная сторона речи.

6.      Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков.

7.      Повышается речевая активность детей.

 

Список литературы: 

1. Вакуленко Л.С. Консультация логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014 г.

2. Филичева Т.Б. Устранение общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста: Уч. Пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина –М.: Айрис-пресс, 2008-224с.

3. Эльконин Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Детская психология. – М.,2007 -105-135 с.

 

. . . . .