Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-04-11 16:32:08
Статью разместил(а):
Баюкина Татьяна Витальевна

Роль экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Баюкина Татьяна Витальевна

ГБОУ "Школа № 1492", г. Москва

 

Аннотация: В статье описывается экспериментирование как один их эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, экспериментирование, экологическая культура.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В возрасте двух-трех лет дети должны познать главные сенсорные свойства предметов и объектов природы, с которыми они постоянно взаимодействуют – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен все делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ним.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей определяет деятельность экспериментирования: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Экспериментирование также тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Задача взрослых – предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролерами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребенка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живет. Познание ребенком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в нее и вслушиваться. Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребенок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Ниже представлены экологические игры (экспериментирование в игре) с детьми младшего дошкольного возраста, которые можно провести как в помещении группы, так и на улице во время прогулки в теплый период.

«Разноцветная водичка»

Педагог вместе с детьми проговаривает потешку:

Глянь-ка, радуга над нами (рукой проводится полукруг над головой),

Над деревьями (пошевелить пальцами вытянутых рук над головой),

Домами (сложить пальцы рук домиком над головой)

И над морем, над волнами (руками проводятся волнистые линии перед собой),

И немножечко над нами (коснуться ладонью груди).

Рассказать детям, что радуга бывает не только на небе, ее можно сделать самим с помощью воды и разноцветных красок. Для этого надо взять прозрачные стаканчики с водой, разноцветные краски. Дети обмакивают кисти в краску, затем опускают их в стаканчики с водой (вода окрашивается).  Стаканчики с разноцветной водой составить дугой, получится «радуга».

Вывод: вода может менять свой цвет.

 

«Сказка о камушке»

Педагог рассказывает детям сказку:

На берегу озера лежал маленький камушек. Он смотрел на красивые цветочки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» Пришел на берег озера мальчик, взял камушек и бросил в воду. Камушек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что сильно тяжелый. И камушек опустился на дно озера. Сначала он расстроился и загрустил. А потом увидел, сколько вокруг веселых рыбок, других камушков и красивых растений. Камушек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь? Тяжелые камушки плавать не могут.

Предложить детям опустить в емкость с водой разноцветные камушки, а потом маленькие резиновые мячики.

Вывод: камушки тяжелые, поэтому они тонут в воде, а мячики легкие, поэтому плавают на поверхности.  

 

«Песочные человечки»

Педагог читает детям стихотворение:  Смешные человечки

                                                                 В песочнице живут

                                                                И без горячей печки

                                                                Куличики пекут.

Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли песочные Гномики, которые будут вместе с ними играть.

Детям предлагается взять в руки песок (сначала сухой, потом влажный) и ссыпать его. Сухой песочек ссыпается хорошо, а мокрый – нет. Затем Гномики предлагают сделать куличики из сухого и мокрого песка (с помощью формочек).

Вывод: мокрый песок легко принимает нужную форму, а сухой песок рассыпается.

 

Список литературы: 

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.

3. Переверзева А.Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А.Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 51-54.

4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольников).

 

. . . . .