Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как помочь ребенку младшего дошкольного возраста адаптироваться к условиям детского сада

Дата публикации: 2020-04-02 12:24:21
Статью разместил(а):
Сапрыкина Наталья Александровна

Как помочь ребенку младшего дошкольного возраста адаптироваться к условиям детского сада

Автор: Сапрыкина Наталья Александровна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Ромашка", с Шедок

 

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

На сегодняшний день очень актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи. 

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Поэтому необходима работа по сопровождению социального развития ребенка раннего возраста.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется. От того, как пройдёт привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

 Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Чтобы детям было легче войти в жизнь группы, необходимо много играть в подвижные игры и игры с предметами.

Основная задача подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.

А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра - это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. 

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Большое значение в этот период жизни малыша имеют игры с предметами. Они помогают развивать мелкую моторику ребенка, стимулировать развитие мышления, памяти, зрительного восприятия, фантазии, расширить словарный запас и кругозор ребенка. Игры могут проводится как с одним ребенком, так и с группой детей (в этом случае в группу рекомендуется собирать не более 4 детей)

Подвижные игры в период адаптации

Игра 1. «Прятки».

Педагог предлагает детям спрятаться (накрывает детей прозрачной тканью- «дети спрятались»). Педагог ходит по участку группы или групповой комнате и «не может» найти детей. При этом он поет. 

Мы играли в прятки, 

Спрятались ребятки. 

Раз, два, три, четыре, пять 

Иду деток я искать. 

По участку я хожу, деток, я не нахожу. 

Ну куда, же мне идти? 

Где же деточек найти? 

Потом педагог «находит» деток. 

Вот они- мои детки, вот они -мои конфетки. 

Игра 2. «Игра с котиком».

Воспитатель держит в руках игрушечного котика и говорит: 

Мяу-мяу! Кто там? 

Это котик в гости к нам, 

Я поставлю, его на пол 

Дай-ка, котик, Коле лапу! 

Затем подходит с котиком к ребенку, имя которого названо, предлагает взять его за лапу, покормить. Котик «лакает» молоко, мурлычет, говорит ребенку «спасибо». 

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. 

Игра 3. «Непослушные игрушки».

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки.  Возьмите игрушку и положите ее в коробку. Затем дайте игрушку ребенку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока складываете игрушки, напевайте песенку: «Мы с игрушками играли, мы игрушки собирали, не валяйтесь тут и там, возвращайтесь по местам». Привлекайте к игре всех детей.

Игра 4. «Лесные жучки».

 В эту игру можно играть как в групповой комнате, так и на участке. Дети сидят на стульчиках и проговаривают (насколько это возможно)

Я- жук, я -жук

Я здесь сижу, жужжу

Воспитатель говорит, что выглянуло солнышко, можно полетать. («Жучки летают» по участку, жужжат)

Воспитатель говорит: «Пошел дождик». «Жучки» прячутся в домики (садятся на стульчики).

Далее дети имитируют сильный дождик (пальчиком стучат по ладошке «Кап, кап, кап», заканчивается дождик «Кап…кап…кап». Затем игра повторяется.

 

Игры с предметами в период адаптации

Игра 1. «Кто спрятался».

Число играющих не более 4 человек.

Материалы: четыре игрушки средней величины (собачка, петушок, кошка, корова).

Воспитатель знакомит детей с игрушками. Он по очереди ставит эти игрушки перед собой в ряд. Затем взрослый еще раз называет по порядку каждую игрушку и просит детей закрыть глаза, говорит при этом «Раз, два, три, четыре, пять пора глазки закрывать». В это время прячет одну из игрушек. После этого просит открыть глаза «Раз, два, три, четыре, пять пора глазки открывать» и сказать, какая из игрушек спряталась. Можно повторить игру три-четыре раза.

Игра 2.  «Цыплятки».

Материалы: игрушечная курочка и ее цыплятки (или вырезать из картона), различающиеся по величине; пластиковые банки с вырезанными в крышках отверстиями разного диаметра; набор деревянных цилиндриков (размеры должны соответствовать диаметру отверстий в банках).

Воспитатель знакомит детей с мамой -курицей и ее цыплятами. Каждому ребенку дается цыпленок. Взрослый берет маму - курицу и просит детей вспомнить, как говорят куры («ко-ко»), цыплята («пи-пи-пи»). Затем воспитатель показывает кормушки (банки), раздает детям корм (деревянные цилиндрики) и предлагает разложить корм-каждый в свою кормушку. После этого нужно покормить цыплят. Важно, чтобы каждый цыпленок ел из баночки своего размера. В конце игры цыплята благодарят ребят и убегают к себе домой вместе с мамой-курицей.

Игра 3. «Собери птичку».

Материалы: изображение птички, разрезанное на 2-3 части.

Воспитатель демонстрирует образец- неразрезанное изображение птички. Затем он дает каждому ребенку разрезанную на две или три части картинку (младшим деткам-две части, кто постарше- три части) и предлагает собрать целостное изображение птички.

Начинать играть с разрезными картинками можно с 1,5 лет. В этом возрасте предлагаем собрать малышу картинку из двух частей. Если малыш хорошо справляется с заданием, задание можно усложнить- предложить собрать картинку, разрезанную на 2 части по диагонали, на 3 части по вертикали или горизонтали. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он получал поддержку от взрослого.

Игра 4. «Построй дорогу для машины».

Материалы: игрушечные маленькие машинки основных цветов, по пять кирпичиков основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий).

Воспитатель предлагает ребенку выбрать машинку, рассмотреть ее. Затем ребенку предлагается взять кирпичики такого же цвета, как и его машинка, и выложить из кирпичиков дорогу для машины (дорога получается при присоединении кирпичиков друг к другу стык в стык). В конце игры ребенок проводит свою машину по своей дорожке и имитирует сигнал машины: «Би-би». Затем меняется цвет машинки и кирпичиков.

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода со стороны родителей в первую очередь. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку.

Первое с чего стоит начать это конечно подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически, родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни малыша. Например, проходя мимо здания детского сада, рассказать ребёнку, как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Приходить на прогулку на территорию дошкольного учреждения и находиться на участке группы. Таким образом, ребёнок, ещё не входя в само здание уже начнёт привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Далее следует родителям пройти экскурсию по всему зданию и познакомиться с детским садом и его сотрудниками.

Всё это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — это период ознакомления. С момента, когда ребёнок начнёт оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада. Первая сложность для малыша в период адаптации -это остаться без родителей с «чужими людьми», как бы не рассказывали родители ребёнку о том, какие хорошие воспитатели, для ребёнка они ещё не знакомы, поэтому важно для педагога установить эмоциональный контакт с ребёнком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация в отношениях с ребёнком, безусловно, должна присутствовать.

Воспитатель — это прежде всего педагог, который в равной степени распределяет своё внимание между всеми детьми в группе. Родителям не стоит уходить из дошкольного учреждения, пока их малыш не освоился в группе. Родители не должны находиться в помещении самой группы, но могут подождать за её пределами. К каждому ребёнку должен осуществляться индивидуальный подход, кто-то из детей более сильно эмоционально привязан к родителям, кто-то гораздо меньше. Это не всегда зависит, как показывает практика, от того, с кем ребёнок проживает или проводит большее количество времени. Есть дети от природы более контактные или открытые к новому, благодаря членам семьи, их позитивному настрою. Не важно, на самом деле, с кем проживает ребёнок с одной мамой, бабушкой или в большой семье с братьями, сестрами и так далее, важно внимание взрослых к самому ребёнку и уважительное отношение к его личности, к его потребностям.

Приходя в группу детского сада, ребёнок эмоционально воспринимает неизвестное как с позитивом, так и с осторожностью, но всегда с любопытством. Родители, оставляя ребёнка, также испытывают высокую тревожность. Для них важно подробное информирование о том, как ребёнок себя вел в их отсутствие, на что им обратить внимание. Например, ребёнок скучал, как быстро он включился в игру, как взаимодействовал с другими детьми, с сотрудниками дошкольного учреждения, что ребёнку интересно в развивающей среде группы. Конечно, все особенности психики, интересов и привычек малыша предварительно выясняют у родителей, проводя анкетирование и в беседах.

Период адаптации должен сопровождаться эмоционально положительным состоянием малыша. Если при расставании ребёнок начинает плакать, значит, не было со стороны родителей должной подготовки. Если родители дали правильные установки малышу об интересе к общению, познанию, то такие дети быстрее включаются в игровую деятельность, начинают проявлять познавательный интерес к игрушкам, предметам, они начинают любознательно обследовать новую территорию и не замечают, как быстро пролетает время, и родители приходят за малышом, который ещё не наигрался.

Объяснения ребёнку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. Ребёнок идёт в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время в отличной от домашней обстановки, поиграть со сверстниками, приобрести различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать, всё это и многое другое ребёнку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, для этого создаётся развивающая среда. Для детей со сложной адаптацией можно рекомендовать брать с собой из дома любимую игрушку, у него будет ощущение, что он не один, постепенно он всё меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдёт, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома. Также при сложной адаптации особенно эффективны игрушки музыкальные.

В период трёх лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации. Родителям необходимо хвалить и поощрять малыша за проявления его самостоятельности. В психике ребёнка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в этот период необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей «кризис трёх лет» приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребёнка с другими детьми. И традиционные ошибки в воспитании, сравнивать и оценивать своего ребёнка с успехами другого недопустимо, ребёнка сравнивать можно только с его собственными достижениями. Например, сравнить ребёнка, каким он пришёл в детский сад и какие у него успехи спустя месяц, насколько он стал более самостоятельный, какие у него появились навыки в самообслуживании и какой более чёткой и понятной стала его речь.

Родители должны понять, какая огромная ответственность лежит на их плечах и запастись терпением на весь период адаптации. Воспитатели, рассказав родителям о том, чем занимались и как провели время дети, дают возможность задавать наводящие вопросы ребёнку, так как не все дети могут подробно рассказать и вспомнить интересные моменты. Такое общение между родителями и детьми способствует более доверительным отношениям и развивает речь малышей. Только в ситуации общения можно сформировать правильные способности коммуникации ребёнка.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Значит необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать малышу освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями. С желанием или нет ребёнок идёт в детский сад, является показателем успешной или нет адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых.

Неправильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка. Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот прежде всего основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

 

. . . . .