Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Дата публикации: 2020-03-22 12:23:20
Статью разместил(а):
Алымкулова Замира Шейшенбековна

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Авторы: Алымкулова Замира Шейшенбековна

и Пилкова Татьяна Александровна

ГБОУ “Школа № 1411”, г. Москва

 

Аннотация: Публикация посвящена актуальной проблеме в образовании: речевой патологии у детей – дисграфии. Тема статьи – нарушения письменной речи можно и нужно предупреждать. В ней приводятся различные игры-упражнения, направленные на развитие всех компонентов речи. Систематическое их использование скорректирует недостаточность развития высших психических функций у дошкольников. Эти приёмы разнообразны и просты, доступны не только специалистам, но и родителям. Мы полагаем, что упражнения приведут к положительному результату в профилактике дисграфии у детей.

Ключевые слова: профилактика дисграфии, игры-упражнения, дошкольный возраст.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время в школе родители и учителя начальных классов нередко сталкиваются с проблемой: ребенок с нормальным интеллектом, зрением и слухом, с хорошей мотивацией к обучению может неправильно читать и безграмотно писать (не дописывать слова, пропускать и менять буквы, слоги и т.д.). То есть ученик допускает многочисленные типичные ошибки стойкого характера. Такое расстройство письменной речи называется дисграфией. Это нарушение обусловлено незрелостью некоторых отделов мозга, отвечающих за развитие моторики рук, речевого внимания, зрительно-пространственных представлений.

Логопеды и дефектологи, работающие с детьми пяти-семи лет, считают, что актуально говорить о профилактике дисграфии. Практикой доказано, что дисграфию, как и другую форму речевой патологии, легче предупредить, чем устранить.

Уже в дошкольном возрасте по ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем могут поставить диагноз – дисграфия.

А если специалиста в дошкольном учреждении нет, воспитатели и родители не могут получить квалифицированную консультацию?  Главное – не опускать руки. Дисграфия – это не приговор, это нарушение можно скорректировать.

Что же предпринять неравнодушному родителю, желающему научить ребёнка родному языку? С чего же надо начинать?

С игры! Ребёнка надо развивать, играя! В последовательном игровом развитии формируются все учебные навыки, в частности – грамотное письмо. Мы предлагаем игровые приёмы, которые помогут дошкольникам овладеть начальной грамотой, а родителям поверить, что все трудности преодолимы.

1. «Путаница». Взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить правильно.

2. «Утро в зоопарке». Выполнить упражнения по серии картин, на которых животные делают зарядку. Проговаривать движения.

3. «Робот». Ребенок изображает робота, точно выполняя команды: два шага вперед, один влево; шаг назад, три вправо и т.д.

4. «Юла». Раскручиваем юлу поочередно большим и указательным пальцем, большим и средним и т.д.

5. «Мячики». Прижимаем мячик (из поролона) к столу разными пальцами, сначала одной рукой, потом два мячика обеими руками.

6. «Буква + движение». Называем букву и выполняем оговоренное движение.

А – поднять и соединить руки над головой

В – встать

П – присесть

О - хлопнуть

Т – топнуть

Х – поднять и скрестить руки над головой

7. «Фотография друзей». Игрушечный фотоаппарат. 6 игрушек. Располагаем игрушки: мишка в центре, зайка справа от мишки, лиса слева от мишки и т.д.

8. «Домик». Постройка выполнена из геометрических фигур. Назови фигуры по цвету, размеру. Определи их положение.

9. «Птичка и кошка». Кошка ловит птичку. Лего-детали: дерево, куст, скамейка, дом, клумба, скворечник. Составить предложения, используя пространственные предлоги.

10. «Новоселье». Лего-детали: мебель, посуда. Постройка «Дом», в нем комната, кухня. Расставь предметы, расскажи об их местоположении.

11. «Футбол». Футбольное поле из конструктора Лего: ворота, игроки, мяч. Мяч в центре поля, за воротами, попал в правый верхний угол ворот и т.д.

12. Запомни образ букв. Сделай буквы из палочек, из проволоки.

13. На что похожи буквы? Т – антенна, Г – вешалка, Ж – жук и т.д.

14. Вылепи буквы из пластилина на картоне, узнай на ощупь.

15. Угадай буквы, написанные на ладошке, на спине.

16. Нарисуй букву в воздухе указательным пальцем правой руки либо всей рукой.

17. Азбука в мешочке. На ощупь угадай пластиковые буквы.

18. Собери буквы из двух половинок.

19. Узнай буквы. Буквы написаны зеркально или стилизованно.

20. Допиши буквы в слове. Например: К_Т, Р_К, С_М, Ж_К.  Нарисуй, кто получился.

21. Отличи правильное и неправильное написание буквы. Обведи правильные, зачеркни неправильные.

22. Отгадай какая буква потерялась в слове. Например: К_Ш_, Л_МП_ (А).

23. Какая общая буква в словах: яблоко, деревня (Я).

24. Среди букв найди слова: ООКНОО, ЯЯЯМАЯ.

25. Выучи стихотворение, читая его, взмахом руки ограничивай каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам.

26. Исключи лишнее слово из ряда родственных: гора, гористый, гореть, горный.

27. Употребление неизменяемых слов. Составь предложения со словами: метро, пальто, шоссе и т.д.

28. Игра в мяч. Сок из тыквы – тыквенный, сок из сливы - сливовый.

29. «Наборщик». Из данного слова составь новые слова.

30. Закончи предложение. Бабушка в саду … . Машина остановилась … . Повар – это человек, который … .

31. Граница предложений. Расскажи текст по серии картин. Хлопай в ладоши в конце каждого предложения. 

Надеемся, что игровые упражнения, которые мы рекомендуем, будут полезными для специалистов, воспитателей и родителей. Ведь через несколько месяцев дошкольники подготовительных групп станут первоклассниками. И наша общая цель, чтобы дети были успешными.

 

. . . . .