Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2025г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Концепт "другой" в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Дата публикации: 2025-01-21 22:10:47
Статью разместил(а):
Заворотная Татьяна Эдуардовна

Концепт "другой" в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Автор: Заворотная Татьяна Эдуардовна

ГБОУ Гимназия № 363, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт концептуального анализа драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» для урока литературы в 10 классе.

Ключевые слова: концепт, другой, Лермонтов, маскарад.

 

В статье «Концептосфера русского языка» Д.С. Лихачев отмечал, что «концепты возникают в сознании человека не только как «намеки на возможные значения», «алгебраическое их выражение», но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический и т.п.», таким образом, богатство концептосферы зависит от культуры нации, её духовного опыта. Концепт – ментальный мыслительный код, который становится объектом концептуального анализа в художественном произведении, когда при работе с текстом любого уровня описываются значения концепта в данном произведении.

Концепт – это философская категория, а значит некоторые слова описаны в философских трудах как «внетекстовые концепты», изначально сформировавшиеся в сознании, только потом включенные в художественные произведения. 

Одной из таких категорий является концепт «другой». Это многозначное философское понятие, если речь идёт о человеке. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «другой – это любой, кто не является мной», то есть «не-Я».

Категория «другого» появляется в работах Аристотеля: «Другой необходим человеку, чтобы познать самого себя», но это не оппозиционное восприятие «другого». Р. Декарт и Г. Гегель рассматривают другого как «второе Я».

М.М. Бахтин отмечает тождественность понятия «другой» понятию «ты». В жизни мы оцениваем себя с точки зрения другого, смотрим на себя глазами другого. Существуют две идеи осознания себя: 1) я – человек, другие – как я, 2) человек – это другой, я – как он. При этом у человека нет внутренних границ от «другого», он видит себя глазами другого.

Н.О. Лосский, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, П.Я. Рикёр рассматривают категорию «другой» через диалог (внешний и внутренний), когда в ситуации общения осознаётся присутствие в себе «другого», «бытие-в-себе-собеседника».

В «Маскараде» М.Ю. Лермонтова слово «другой» имеет различные значения, изменяясь даже в сознании одного героя.

«Я» – личность, осознающая себя как цельная, гармонично существующая в окружающем мире.

«Я - другой» – внутренние изменения человека, потеря гармонии.

«Я - чужой» – «фатальные», трагические изменения, потеря самого себя, зачастую диссоциативное расстройство.

«Другой» – «не–Я»

«Другой - свой» – близкий, родной, друг, знакомый.

«Другой - чужой» – противоположный, оказывающий негативное воздействие.

Будучи впервые произнесено Арбениным по поводу удачи в картах, слово «другой» затрагивает тему судьбы: «Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало, / Смотрел с волнением немым, / Как колесо вертелось счастья. / Один был вознесен, другой раздавлен им».

Игра в карты – первый шаг Арбенина для перехода от «Я» к «Я-другому».

Второй шаг – маскарад, на который он сам приглашает спасённого от бесчестия князя Звездича. Здесь возникает «Другой-чужой» – Арбенин по отношению к толпе: «Они все чужды мне, и я им всем чужой!» («Другой-чужой» по отношению к людям на маскараде).

При разговоре с маской Арбенин спрашивает: «кто я?», после предсказания: «Несчастье с вами будет в эту ночь» – «кто он?» («он» = Неизвестный = «Другой-чужой»).

Мотив «свой/чужой» разворачивается в монологе Арбенина, пришедшего с бала: «Бывало, так меня чужие жены ждали, / Теперь я жду жены своей».

Нина – «Другая» по отношению к Арбенину, но «Другая-своя» до момента, пока он не обнаруживает пропажу браслета.

Князь – тоже «Другой-свой», но только до осознания того, что браслет, который ему показывал князь, принадлежал его жене.

 Момент узнавания браслета – граница переосмысления образа «Другого» в данном произведении.

«…где твой другой браслет? – спрашивает Арбенин Нину, и в этот момент изменяется сам, становясь «Я-другим» (несчастным, жестоким), изменяется и Нина в глазах Арбенина, переходя в категорию – «Другая-чужая» (измена = изменение). Но если Арбенин действительно изменяется, то изменение Нины – мнимое.

Мотив «Другого» продолжает развиваться, когда ревнивый муж посылает слугу обыскать карету, рассуждая, что в карете его может не быть, на что Нина говорит: «Так, стало быть, в другом он месте», получая в ответ: «В другом? И где – ты знаешь?» Другое место – это маскарад, на котором случайности оказываются роковыми для героев. Другое место – это и «у князя Звездича».

В данном случае «другой» – не философская категория, так как речь идёт не о человеке, но предмет и место включаются в концепт «другой» художественного текста.

Возвращаясь к философскому понятию, отмечаем, что боль Арбенина связана с тем, что он смотрит на себя глазами «Других-чужих», которые, по его мнению, смеются над ним: «Но если я обманут… если я / Обманут… если на груди моей змея / Так много дней была согрета – если точно / Я правду отгадал… и, лаской усыплен, / С другим осмеян был заочно!»

Нина становится «Другой-чужой» для баронессы: «Нет, я себя спасу… хотя б на счёт другой / От этого стыда…»

Казарин в дружеской беседе намекает Арбенину, что в свете уже всё известно и предлагает вернуться к игре в карты: «На картах золото насыпано горой: / Тот весь горит… другой / Бледнее, чем мертвец в могиле». – «Другой-чужой» с негативным контекстом – «как мертвец».

Встретив баронессу у князя, Арбенин снова сравнивает себя с другими и говорит о будущей смерти Нины: «Я скромен, рад молчать – благодарите Бога, / Что это я, а не другой… / Не то была бы в городе тревога» <…> «Я б вас убил… но смерть была б награда, / Которую сберечь я должен для другой».

Раскаиваясь, баронесса во всём признаётся князю, пытаясь спасти и его от гнева Арбенина: «Я не спасла себя… спасу другого».

«Я ваш! Былого нет и тени», – говорит Арбенин Казарину, решив играть в карты, теперь его «Я-другой» сливается с «Я-чужой». Кто же такой «Я-чужой»? «Вы человек иль демон?», – спрашивает его князь. Ответ: «Я? – игрок!»

Арбенин уверен, что Нина любит другого: «Ей видно суждено / Во цвете лет погибнуть, быть любимой / Таким, как я злодеем, и любить / Другого… это ясно!..»

В последнем разговоре с Ниной Арбенин говорит, что лучше в юности проститься с жизнью – «Мгновенно в мир перелететь другой». Для Нины другой мир – вечность.

Образ «Другого-чужого» возникает в разговоре Арбенина с доктором: «Раз в жизни человека мне чужого, / Рискуя честию, от гибели я спас, / А он, смеясь, шутя, не говоря ни слова, / Он отнял у меня всё, всё – и через час».

Арбенин не узнаёт Неизвестного, так как тот тоже стал «Другим-чужим»: «Всегда с другим лицом, в другом наряде / – Знал все твои дела и мысль твою порой, / Остерегал тебя недавно в маскераде… «Ты не узнал меня» – звучит рефреном, а потом: «Прочь – я узнал тебя – узнал!..»

Арбенин наказан за отношение к другому, за то, что он когда-то жестоко обошелся со своим другом. И только в этот момент возникает настоящее значение слова «Другой» – «корневое», исконное, этимологически восстанавливающее то искажение, которое внесено в образ другого.

Другой – это друг, родной, ближний (ст.-слав. дрѹгъ, др.-греч. ἄλλος). Искажение слова в сознании привело к разрушительным последствиям в судьбе Арбенина, и он, отвечая Неизвестному, произносит это слово так, как оно и должно было звучать изначально: «О милый друг, зачем ты был жесток? <…> но я тебе прощаю!»

Философский концепт «другой» оказывается одним из ключевых в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», что раскрывается при концептуальном анализе текста на уроке литературы.

 

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986.

2. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. СПб: «Блиц», 1999.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site